Фитнес-клубы могут столкнуться с нехваткой электронных тренажеров

Это связано с увеличением сроков и стоимости поставок такого оборудования
Фитнес-клубы могут столкнуться с нехваткой электронных тренажеров
Фитнес-клубы могут столкнуться с нехваткой электронных тренажеров / Евгений Разумный / Ведомости

Российские фитнес-клубы уже в ближайшее время могут столкнуться с дефицитом электронных тренажеров. Об этом «Ведомостям» рассказали три человека, работающих на этом рынке. Часть зарубежных брендов уже запретили поставки в страну, говорит директор производителя и поставщика спортивного оборудования Hasttings Георгий Корягин, конкретных брендов он не назвал. А те, кто готов отгружать товар, по его словам, столкнулись с логистическими сложностями – дороговизной контейнеров или выстраиванием цепочек отгрузки товаров через другие страны (Турцию, Польшу и проч.).

Действительно есть проблемы с транспортными компаниями, осуществляющими поставки, к примеру, из США, добавляет представитель компании MFitness (дистрибутор компании Precor) Валерий Чистяков. При этом он напоминает, что спортивное оборудование под санкции не попало. Из-за сложностей с логистикой и покупкой валюты стало сложнее оплачивать оборудование производителю, отмечает представитель компании Spirit (американский бренд, но сами тренажеры делают в Китае и на Тайване). Впрочем, по его словам, несмотря на то что логистика подорожала в несколько раз, а сроки отгрузки увеличились, она свои поставки и продажи не останавливала.

Есть проблемы также с запчастями для тренажеров, указывает президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина. По ее словам, из-за их отсутствия у 15% фитнес-клубов простаивает оборудование в кардиозонах.

Уже сейчас намечается кризис запчастей для обслуживания имеющегося парка тренажеров, подтверждает Корягин. А к декабрю, по его словам, отрасль ждет серьезный дефицит спортивного кардиооборудования.

Фитнес-клубы просят поддержки

Национальное фитнес-сообщество обратилось к премьеру России Михаилу Мишустину с просьбой принять меры поддержки. «За два года пандемии фитнес-отрасль сократилась на 40% – более чем с 13 000 до 7800 объектов, сказано в письме организации. В качестве предложений представители индустрии просят сделать им нулевую ставку налога на прибыль (как в IT-секторе), ввести систему кэшбэка (как в туризме) и дешевые невозвратные тарифы (по аналогии с авиаотраслью), а также снизить НДС с 20 до 10% на поставки спортивного оборудования из дружественных стран. Представитель аппарата правительства получение письма подтвердил.

Складские запасы электронных тренажеров сейчас минимальны, если речь идет не о массовом сегменте, указывает Корягин. На «Яндекс.Маркете», к примеру, уже нельзя купить беговые дорожки и велотренажеры премиум-брендов Life Fitness и Technogym, хотя несколько предложений от Precor там найти можно. Стоимость профессиональных беговых дорожек, которые используются в фитнес-клубах, начинается от 200 000 руб. в относительно недорогом сегменте (бренды Shua, Bronze Gym, DHZ) и может превышать 1 млн руб. в элитном (Technogym, Life Fitness, Precor), говорит Силина. По ее словам, самое простое домашнее оборудование намного дешевле, но такие тренажеры отличаются от профессиональных по разнообразию программ, виду полотна, устойчивости к износу и в целом по качеству.

В 2021 г. Россия импортировала спортивного инвентаря и оборудования на $548 млн, из которых $100 млн, по данным Федеральной таможенной службы, приходится на электронные тренажеры и силовое оборудование.

Фактически в эту группу входят все новые тренажеры с электроникой, так как в нашей стране они не производятся, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Об этом же сказал и Корягин. По его словам, это связано со сложным процессом производства высокотехнологичного оборудования (чипов, движущихся элементов и проч.). Хотя механические беговые дорожки и силовые тренажеры отечественные компании выпускать могут, добавляет эксперт. Корягин напоминает, что весь импорт в страну идет в основном из Китая и с Тайваня, хотя сами бренды могут быть европейскими или американскими.

Наиболее критично для российского рынка именно отсутствие производства кардиооборудования, отмечает Силина. По ее словам, отечественные поставщики готовы включиться в импортозамещение и пе­ревести все процессы производства в Россию, но для этого нео­бходима поддержка государства в части создания материально-технической базы по выпуску специальных металлических комплек­тующих и электронных плат управления. Это тормозит развитие и является серьезной проблемой, поскольку на создание полного цикла в среднем понадобит­ся около пяти лет, отмечает она.

Едва ли в текущей экономической ситуации и в условиях снижения доходов населения будут массово открываться фитнес-центры с новым оборудованием, считает Бурмистров. По его словам, некоторое время такие объекты смогут работать с тренажерами, уже бывшими в употреблении. Но запчасти все равно неизбежно подорожают, поэтому отремонтировать такое оборудование будет можно, но с потерей гарантии, как это сейчас происходит с автомобилями, рассуждает эксперт. Предотвратить острый дефицит, по его словам, можно с помощью параллельного импорта.

Корягин же считает этот инструмент бессмысленным, если это касается премиального кардиооборудования. Проще закупать товары азиатских марок, так как логистика через другие страны продукции известных брендов сильно увеличит стоимость товаров и двойное налогообложение делает эту идею непривлекательной для бизнеса, резюмирует он.

Представитель Минпромторга не ответил на вопрос «Ведомостей», есть ли в России производство тренажеров, оснащенных сложной электроникой, указав лишь, что они есть в продаже в рознице и в интернете. По его словам, в списке товаров, разрешенных к параллельному импорту, тренажеры пока отсутствуют и таких запросов в Минпромторг не поступало. Он уточнил, что совместно с отраслевыми объединениями производителей ведомство на регулярной основе ведет мониторинг наличия необходимого спортивного инвентаря и оборудования как для массового спорта, так и для профессиональных спортсменов.