Японские инвесторы останутся в нефтегазовом проекте «Сахалин-2»
Поставляемый с него СПГ вдвое дешевле, чем на спотовом рынке АзииЯпония не планирует выходить из нефтегазового проекта «Сахалин-2», заявил 31 мая министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда в ходе выступления в парламенте. «Сахалин-2» – это актив, над приобретением которого упорно трудились наши предшественники. Владельцем земли может быть Россия, но право аренды и оборудование для сжижения и транспортировки принадлежат японскому правительству и японским компаниям. Мы не намерены выходить [из проекта], даже если нам скажут», – заявил он (цитата по ТАСС).
После начала СВО России на Украине многие иностранные компании заморозили либо полностью свернули деятельность в России. В частности, англо-голландская компания Shell сообщала о планах продать 27,5% в операторе «Сахалина-2» компании «Сахалин энерджи инвестмент компани лтд». В конце мая Financial Times со ссылкой на источники сообщала, что Shell ведет переговоры по этому поводу с группой индийских компаний, в том числе с ONGC Videsh и Gail.
СПГ-проект «Сахалин-2» реализуется на шельфе полуострова Сахалин в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). Он предусматривает разработку двух месторождений – Пильтун-Астохского (главным образом нефтяного) и Лунского (преимущественно газового). Это старейшее СРП в России (заключено в 1994 г.) и первый проект в стране по сжижению газа. «Газпрому» принадлежит контрольный пакет «Сахалин энерджи» (50% плюс 1 акция), японским Mitsui и Mitsubishi – 12,5 и 10% акций соответственно, остальное у Shell.
Что такое СРП
СРП – договор между государством и инвесторами, предоставляющий последним право на разработку месторождения при значительных налоговых и таможенных льготах. В России сохранились только три СРП-проекта: «Сахалин-1» (оператор – американская ExxonMobil, объявившая о выходе), «Сахалин-2» и Харьягинское месторождение (оператор – «Зарубежнефть»).
По данным Международной группы экспортеров СПГ (GIIGNL), по итогам 2021 г. на проекте было законтрактовано 9,2 млн т (12,7 млрд куб. м) сжиженного природного газа (СПГ). При этом около 5 млн т (6,9 млрд куб. м, или около 60%) было законтрактовано японскими компаниями. Крупнейшими покупателями являются корейская Kogas и японская Jera, приобретающие с СРП-проекта по 1,5 млн т (2,1 млрд куб. м) СПГ ежегодно.
В марте японская газета Nikkei сообщила, что по итогам 2021 г. Япония импортировала СПГ на $35,9 млрд, из которых около $2,5 млрд получил «Сахалин-2». По оценке издания, цена по долгосрочному контракту в рамках проекта для Японии составляла около $10 за MMBtu (1 млн британских тепловых единиц ), т. е. $357 за 1000 куб. м.
В 2020 г. «Сахалин энерджи» также поставила на мировой рынок около 37,9 млн баррелей (4,8 млн т) нефти. На внутренний рынок, по данным компании, в 2020 г. было направлено еще около 1,3 млрд куб. м газа. Выручка «Сахалин энерджи» в 2020 г. по МСФО – $4,3 млрд, чистая прибыль – $1,08 млрд.
В прошлом году поставки российского СПГ в Японию составили 6,8 млн т (9,3 млрд куб. м), из которых около 6 млн т было экспортировано с «Сахалина-2» и 0,8 млрд – с «Ямал-СПГ» «Новатэка», отметила директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. По оценкам Vygon Consulting, на РФ приходилось около 9% от объема японского рынка СПГ. Он практически полностью формируется за счет импорта, на внутреннюю добычу приходится лишь 2,2% от потребления газа в стране, сообщала Nikkei. По долгосрочным контрактам дешевле, чем из России, Токио закупает газ лишь у Малайзии и Нигерии, отметила Белова.
По данным агентства Platts и расчетам «Ведомостей», спотовые цены на газ в Азии на 28 мая держались выше $800 за 1000 куб. м.
По оценкам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, СПГ с «Сахалина-2» обходится Японии более чем в 2 раза дешевле, чем закупка на спотовом рынке. Эксперт подчеркивает, что для японской стороны сохранение поставок сахалинского газа является единственным способом борьбы с растущими спотовыми ценами на газ и энергетический уголь.
По мнению замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, Япония заинтересована не только в сохранении своей доли в проекте, но и в ее увеличении. Но последнее, если японские компании решатся на это, встретит сопротивление со стороны стран Запада, полагает он.
Эксперт также обратил внимание, что и Shell пока не вышла из проекта. Для этого ей потребуется разрешение российских властей (о подготовке соответствующего указа 1 марта сообщал премьер-министр России Михаил Мишустин), напоминает Гривач. Он полагает, что место Shell в проекте могут занять компании из Индии и Китая.
«Ведомости» направили запрос в министерство экономики, торговли и промышленности Японии.