Рыбопромышленники хотят льготных кредитов на строительство судов в России

Для этого федеральный бюджет должен найти 66 млрд рублей
Виталий Аньков / РИА Новости
Виталий Аньков / РИА Новости

Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) предложила министру сельского хозяйства России Дмитрию Патрушеву распространить льготное кредитование для аграриев и на инвесторов в рыбопромысловый флот (письмо АСРФ от 16 мая есть у «Ведомостей»). Представитель Минсельхоза подтвердил получение обращения, добавив, что его рассмотрят в установленном порядке.

АСРФ просит вписать в постановление правительства № 1528 от 29 декабря 2016 г., предусматривающее субсидирование кредитов для сельхозпроизводителей, также и инвестиционные кредиты под приобретение или строительство судов рыбопромыслового флота, включая покупку оборудования, оплату работ и услуг.

С 2017 г. 20% квот на вылов рыбы распределяется государством в рамках программы инвестиционных квот – так называемых квот под киль. По правилам инвестор должен построить перерабатывающий завод или промысловое судно на российской верфи, а Росрыболовство – выдать ему разрешение на вылов рыбы. Кроме того, в 2019 г. на аукционах перераспределено на 15 лет еще 50% крабовых квот.

Сейчас в рамках механизма закрепления инвестквот заключены контракты на строительство 64 рыбопромысловых судов и 41 краболова общей суммой свыше 270 млрд руб., указывает в письме президент АСРФ Алексей Осинцев. Доля заемных средств при строительстве рыбопромыслового флота составляет до 85% в долларах или евро, а средний уровень ставки – порядка 5% годовых, указывает он. Общую потребность в кредитах для завершения строительства судов по программе инвестквот со ссылкой на данные экспертов Осетинцев оценивает в 150 млрд руб.

Президент АСРФ напомнил, что санкции и запрет на поставку оборудования из «недружественных стран» приводят к значительным задержкам инвестпроектов по постройке судов («Ведомости» писали об этой проблеме 21 апреля). В письме подчеркивается, что санкции также не позволяют банкам «в полном объеме обеспечивать валютное фондирование».

АСРФ предложила, чтобы Минпромторг при подготовке проекта федерального бюджета проработал возможность «перераспределения предусмотренных ему средств для реализации механизма льготного кредитования по постановлению № 1528». Для этого, по подсчетам АСРФ, потребуется 66 млрд руб. из бюджета на возмещение кредитным организациям недополученных доходов в размере 100% ключевой ставки ЦБ (сейчас 14%. – «Ведомости»). Ассоциация предлагает предоставлять льготный кредит не более чем на 10 лет.

Представитель Минсельхоза также заявил «Ведомостям», что вопросы судостроения и меры поддержки этого направления относятся к полномочиям Минпромторга. Там комментарии не дали.

Представитель Объединенной судостроительной корпорации заявил, что компания «приветствует любые меры поддержки, которые позволят строить флот на российских верфях с использованием отечественного оборудования».

Но во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) не согласны с инициативой АСРФ. Президент ВАРПЭ Герман Зверев считает предложение о льготном кредитовании способом «снять с инвестора практически все риски». Он пояснил, что механизм льготного кредитования для аграриев – это способ компенсировать часть их затрат, а в рыбной отрасли такой льготой является сама инвестиционная квота, которая позволит получить финансовый поток для компенсации существенной части инвестиций.

«Предоставление дополнительной льготы – это двойной бонус. Никаких льгот при покупке рыбопромысловых судов за рубежом никому не было предоставлено, поэтому никакой угрозы для импортозамещения действующий механизм не несет», – подчеркнул он.

Но, по словам представителя АСРФ, рыболовные суда и оборудование для них уже обозначены правительством в числе приоритетных направлений, для которых предусмотрены льготы по кредитованию. Это закреплено постановлением от 18 мая 2022 г. № 895. Но эти льготы, по словам собеседника, не могут быть использованы в программе строительства судов в рамках инвестквот. «Верфи закупают оборудование не на кредитные средства, а на средства заказчиков, которые, в свою очередь, берут кредиты не на покупку оборудования, а на строительство судов. Для судов льготное кредитование действует только в части закупки их за рубежом, а не строительства в РФ. Строительство рыболовных судов в России инвесторы сегодня ведут без господдержки», – пояснил он.

Аграрии в целом не против поддержки других отраслей, но предпочитают, чтобы финансирование предоставлялось из других источников. «В идеале, конечно, лучше раздельные источники, но эффект зависит от конкретных цифр», – пояснил «Ведомостям» председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.

Согласно распоряжению премьера Михаила Мишустина от 9 марта, на льготное кредитование сельхозпроизводителей в 2022 г. дополнительно направлено 25 млрд руб., что поможет просубсидировать новые краткосрочные займы на сумму не менее 158 млрд руб.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что рыболовные компании страдают из-за санкций и им необходима господдержка, но вряд ли государство пойдет на перераспределение средств для аграриев, которые также несут издержки. Более реалистичным он считает возможность предоставления налоговых преференций (например, льготы по налогам на прибыль и на имущество), которые не приведут сразу к формированию бюджетных расходов.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, дополнительная поддержка судостроения может идти не только за счет прямого выделения средств из бюджета. Например, можно создавать системы стимулов для эксплуатантов, расширять сотрудничество судостроителей с производителями оборудования в других странах, увеличивать госзаказ. «Размещение отраслью заказов на товары и услуги загрузит другие отрасли и положительно скажется на экономике в целом», – отметил эксперт.