Весной резко выросли заказы на товары для животных, украшения и кондиционеры
Россияне закупаются впрок из-за опасений роста цен и сбоев в логистикеЗа март – апрель 2022 г. объемы доставки ювелирных изделий увеличились на 41% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщили аналитики логистических компаний ПЭК, DPD и СДЭК. За два весенних месяца операторы перевезли на 49,7% больше климатического и вентиляционного оборудования.
Но самый высокий спрос на перевозки отмечался в сегменте товаров для животных. Абсолютные цифры компании не называют, ссылаясь на закон о защите персональных данных и коммерческую тайну.
По статистике DPD, в целом покупательские предпочтения за год существенно изменились. В I квартале 2022 г. лидирующие позиции заняли ювелирные изделия, одежда и обувь. Год назад в топе были IT-товары, электроника и бытовая техника. По итогам первых трех месяцев 2022 г. наиболее заметный рост доставок отмечался в категориях «товары для животных» (в 16 раз), «ювелирные изделия» (+41%), «одежда и обувь» (+16%), «медицинская промышленность» (+8%).
По словам директора по маркетингу DPD в России Алексея Мерзлякова, в связи с уходом международных брендов меняется потребительское поведение. В марте DPD в России доставила полугодовой запас продукции для домашних животных. Число посылок выросло в 5 раз, пик пришелся на первые две недели марта, сообщила директор по продажам DPD в России Наталья Плетнева.
Представитель Ozon подтвердил стабильный рост продаж зоокормов. «Ожидаемо лидируют влажные корма для кошек. Штучные продажи всех зоокормов по итогам 2,5 весеннего месяца выросли более чем в 2 раза к аналогичному периоду 2021 г.», – говорит он.
Кратное увеличение объемов доставки связано с тем, что покупатели начали делать запасы кормов и других товаров для животных из-за роста цен, полагает директор «ПЭК: LTL» Игорь Коптев. Согласно данным Росстата, стоимость 1 кг российского корма для животных выросла в апреле 2022 г. до 281 руб. (в апреле 2021 г. – 223 руб.). По данным ассоциации «Благополучие животных», стоимость некоторых позиций кормов (в основном зарубежных) с начала марта увеличилась в 2 раза. Это связано в том числе с ростом себестоимости перевозки из Европы в среднем на 80% за март – апрель, отмечает Коптев.
По словам заместителя исполнительного директора «Курьер сервис экспресса» Марии Мартыновой, причиной роста спроса на товары для животных стало то, что заводчики и владельцы привыкли (в том числе по ветеринарным показаниям) приобретать зарубежные корма. Стимулом к пополнению запасов послужил, по ее словам, возможный уход ряда товаров с рынка, так как некоторая импортная продукция не имеет российских аналогов. «Можно сказать, что продукция для животных действительно стала товаром первой необходимости. Зачастую люди могут сэкономить на своем питании, но для домашнего любимца стараются приобрести лучшее», – говорит Мартынова.
DPD в марте – апреле зафиксировала резкий рост объемов продаж ювелирных изделий. Это может быть связано с желанием заранее купить изделия перед приближающимся свадебным сезоном из-за риска дальнейшего роста цен на золото и драгоценные камни, отметил представитель компании. По словам представителя Ozon, на маркетплейсе представлено более 200 000 ювелирных украшений, их штучные продажи в марте, апреле и начале мая выросли в 1,5 раза к тем же месяцам прошлого года. В топе продаж, по его словам, серебряные подвески и серьги.
Желание приобрести кондиционеры и вентиляторы впрок Коптев соотносит с волатильным спросом и ростом стоимости изделий в прошлом году. В июне 2021 г. из-за аномально жаркой погоды в 1,5–2 раза вырос объем поставок кондиционеров, сплит-систем и вентиляторов в России. В пиковый период отмечалась нехватка ряда товарных категорий, а также вырос средний чек на установку оборудования. По статистике «Курьер сервис экспресса», кондиционеры и вентиляторы, как и вся бытовая техника, попали в топ – рост продаж в этой категории был более чем двукратным.
Представитель Ozon говорит, что россияне начинают готовиться к летнему сезону еще весной, чем обусловлен повышенный интерес к вентиляторам и кондиционерам на маркетплейсе уже в марте: в это время представлен наибольший ассортимент в категории. Штучные продажи вентиляторов за март – апрель и начало мая выросли по всей стране почти в 3 раза к тем же месяцам 2021 г., говорит он. Продажи кондиционеров на площадке в штуках выросли за тот же период более чем в 5 раз. «Активнее всего россияне приобретают инверторные сплит-системы мощностью до 5,5 кВт китайского и японского производства», – пояснил собеседник.
В 2022 г. весна достаточно холодная с большим количеством осадков, а сезон продаж летнего климатического оборудования наступает, когда дневная температура держится на уровне 25 градусов, отмечает представитель «Ситилинка». По его словам, с 20 апреля по 19 мая продажи кондиционеров в штуках выросли в компании на 74% по отношению к 2021 г. «Сейчас покупатели приобретают летнюю климатическую технику с расчетом на будущее, и мы ожидаем роста продаж с началом сезона. Также на спрос влияет снижение стоимости», – говорит собеседник. С марта снижение стоимости кондиционеров составило порядка 30%, поясняет он, самые популярные бренды в «Ситилинке» среди кондиционеров – Sunwind, Starwind и Hyundai.
В марте – апреле на летнюю климатическую технику спрос вырос более чем втрое, а в мае на обогреватели и водонагреватели – на 42% к тем же периодам 2021 г., говорит представитель «М.видео».
В этом году традиционно для весны на 20% увеличился объем доставки строительных материалов и товаров для дачи, по данным аналитиков СДЭК. Сейчас служба привозит тысячи саженцев в сутки, отмечает директор по продажам СДЭК Андрей Мякин. Представитель ПЭК добавил, что чаще всего россияне рассаду доставляют в апреле: по сравнению с мартом объем перевозок этой категории в компании вырос на 62%.
По словам представителя службы доставки «Непочта», за последние два месяца вырос объем доставки самокатов (+42%), грилей (более чем на 30%), также в 2022 г. появились заказы садовых качелей (в 2021 г. их не было вовсе).
Также в марте – апреле 2022 г., по данным «Курьер сервис экспресса», рос спрос на косметику и парфюмерию, товары сегмента фэшн и фармацевтику.
По данным логистических компаний, основные покупки происходят в российских магазинах и на маркетплейсах. Это связано с тем, что западные магазины ушли из России, а чтобы купить товары онлайн, нужна карта, привязанная к зарубежному счету. «У многих покупателей ее нет, и люди просто не хотят усложнять себе жизнь. Кроме того, любая заграничная карта не подходит. К примеру, PayPal с Турцией не работает», – пояснил источник в одной из логистических компаний. Кроме того, во всех категориях в основном покупают зарубежные товары, так как люди боятся, что поставки прекратятся, а отечественных аналогов нет, подытожил собеседник.