Для строительных грузов на железной дороге могут ввести тарифы
Это может затормозить рост ставок аренды, но есть риск дефицита вагоновПравительство России прорабатывает ряд мер для снижения цен на перевозку строительных грузов, сообщили «Ведомостям» два источника в операторских компаниях и подтвердил представитель вице-премьера Марата Хуснуллина. Речь идет о бронировании определенного процента вагонов для нужд производителей стройматериалов, а также о фиксации для них железнодорожных тарифов (ставок на предоставление вагонов операторами).
Один из источников утверждает, что инициатором мер является Минстрой. Он добавляет, что такая инициатива отражена в обновленном варианте Стратегии развития строительной отрасли до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., которую готовит ведомство. Документ еще не представлен в правительство, уточняет представитель Хуснуллина. В Минстрое пояснений не дали.
Цель мер, по словам представителя вице-премьера, – сдержать рост цен на стройматериалы, в том числе для больших строек. Он добавил, что правительство поручило ведомствам «на постоянной основе» проводить мониторинг ставок на предоставление вагонов, выявлять факты и причины их роста, прорабатывать предложения по снижению и регулированию стоимости аренды, возможные меры поддержки лизинговых компаний. Собеседник напомнил, что в 2021 г. в связи с благоприятной конъюнктурой на мировых товарных рынках отмечался высокий спрос на полувагоны, ставки аренды на них значительно выросли.
Ставки на доставку щебня с 2020 по 2021 г. выросли минимум в 2 раза, превысив 2000 руб. за вагон в сутки («Ведомости» писали об этом 16 сентября 2021 г.). По данным Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС), в конце апреля 2022 г. ставка на полувагон на спотовом рынке составляла около 2800 руб. в сутки, в марте – 2900 руб. Как писали «Ведомости», в январе из-за сезонного фактора и заторов в портах ставки доходили до 4000 руб.
По словам представителя Хуснуллина, чтобы сдержать рост ставок, правительство готовит ряд мер, позволяющих «регулировать этот процесс». Они в том числе направлены и на обеспечение контроля ФАС за ценовой политикой производителей комплектующих вагонов, и на формирование отдельного парка для перевозок строительных грузов. «Это решение уже апробировано на базе «РЖД логистики» («дочка» РЖД. – «Ведомости») в рамках проекта по строительству автомагистрали М12 Москва – Казань», – пояснил он.
Вопрос сдерживания стоимости перевозки стройматериалов обсуждался и у вице-премьера Юрия Борисова. Минтранс, Минпромторг совместно с РЖД до 20 мая должны внести в правительство предложения по закреплению части парка для стройгрузов, следует из протокола совещания у Борисова от 29 марта, с которым ознакомились «Ведомости». Представитель Борисова подтвердил актуальность поручения. В пресс-службе Минпромторга переадресовали запрос в Минтранс, там оставили его без ответа. Так же поступили в РЖД.
«Как это будет оформлено юридически, сказать сложно. Но, скорее всего, это будут те же контракты, но отказаться от их заключения собственник вагонов не сможет», – отмечает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева говорит, что устав железнодорожного транспорта РФ напрямую не предполагает ценового регулирования и не содержит норм, связанных с обеспечением социально значимых потребностей, указывая только на фактически военные нужды страны.
Представитель Союза операторов железнодорожного транспорта сказал «Ведомостям», что организация не получила разъяснений от Минтранса, сколько вагонов и на какой срок попадут под «бронь».
Операторы ожидаемо негативно отреагировали на инициативу по фиксации тарифов. Собеседник в одном из крупных операторов сказал, что деятельность компании «относится к высококонкурентному сектору» транспорта и «характеризуется значительной финансовой нагрузкой». Он указывает, что вложения операторов в вагоны – это более чем 2 трлн руб. Источник подчеркивает, что операторы заинтересованы в эффективном использовании вагонов, от этого зависит и прибыльность, и сама возможность исполнять свои обязанности перед клиентами и государством. Источник в другом операторе назвал инициативу по регулированию цен «негативным прецедентом».
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что участившиеся случаи изъятия платформ и крытых вагонов для Минобороны стали причиной снижения эффективности работы и привели к попыткам крупных операторов избавиться от такого подвижного состава. Он напомнил, что Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина в 2022 г. решила выйти из сегмента платформ, а годом ранее Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД, основной оператор для перевозок социально значимых грузов по специальным сниженным тарифам) продала парк крытых вагонов. «Перевозки строительных и отделочных материалов сейчас страдают, в том числе потому, что крытые вагоны с начала года задействованы на перевозке грузов сначала для учений, а затем для СВО на Украине», – поясняет эксперт.
По словам заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, дефицит вагонов для стройгрузов и высокие ставки аренды вагонов были актуальны в первые четыре месяца года. Но сейчас, по его словам, на рынке возник профицит полувагонов (более 50 000 шт., или 9% парка), что уже вызвало снижение ставок. В ближайшее время ставки будут падать, подтверждает зампредседателя АОЖДПС Денис Семенкин. Возможность получать ранее дефицитные полувагоны привела к устойчивому росту перевозок стройгрузов в марте (+3,1%) и апреле (+4,6%), отметил Савчук. Он добавил, что дальнейший рост погрузки сдерживается только пропускной способностью железных дорог.
«При фиксации цен необходимо учитывать рыночные колебания, а они могут приводить не только к росту ставок на вагоны, но в период профицита парка и к существенному их снижению, причем до 700 руб. в сутки при полных затратах эксплуатантов более чем в 1300 руб./сутки», – сказал Савчук. Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин также предупреждает, что монополизация и госрегулирование приведут к дефициту вагонов. А эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов добавляет, что инициативы госрегулирования ставок аренды вагонов обсуждались и ранее, но их блокировала ФАС. «Ведомости» направили запрос в ведомство.