Фармкомпании не торопятся пересматривать цены на жизненно важные лекарства

Они ждут, пока стабилизируется стоимость логистики и финансирования
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Несмотря на то что правительство России в конце марта этого года разрешило повышать предельные отпускные цены на жизненно важные препараты (ЖНВЛП) при риске их дефицита или дефиците из-за изменения курсов иностранных валют, число поданных заявок от фармпроизводителей не изменилось по сравнению с прошлым годом.

Как сообщил «Ведомостям» представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС), с 25 апреля по 13 мая она получила заявления о пересмотре стоимости пяти международных непатентованных наименований препаратов от 26 компаний, из них согласована перерегистрация лишь двух торговых названий. Он уточняет, что похожие цифры были и в прошлом году. По остальным заявкам ведомство проводит экономический анализ, рассказывает собеседник «Ведомостей».

Согласно установленным правилам, обращения от фармкомпаний получает Минздрав, который направляет данные по ним в Росздравнадзор для мониторинга дефицита конкретных ЖНВЛП. Это ведомство опрашивает всех производителей лекарств с этим действующим веществом и направляет заключение в Минздрав, следует из текста поправок.

Так, «Озон фармацевтика», к примеру, получила 22 письма от Росздравнадзора и на первые два уже ответила, рассказал исполнительный директор компании Андрей Горшков. По итогам анализа, по его словам, ведомство может предложить подать заявление на пересмотр цены. Далее эти заявки рассматривает ФАС. Вся процедура изучения документов занимает не менее 30 рабочих дней, поэтому большая часть обращений еще находится в работе, уточнил представитель Минздрава. По его словам, с момента вступления в силу поправок министерство получило около 250 обращений от фармкомпаний. Всего же в перечень ЖНВЛП входит 808 международных непатентованных наименований (т. е. с одним и тем же действующим веществом) и более 5000 торговых названий, которые могут выпускаться в разных формах. А госреестр предельных отпускных цен содержит 38 749 записей о зарегистрированных ценах на ЖНВЛП, уточнил представитель Минздрава.

Представитель ФАС не стал называть препараты и производителей, подавших заявления на пересмотр цен. Из базы решений службы следует, что в конце апреля были зарегистрированы новые цены на противосудорожный препарат карбамазепин от компаний Teva, Sun Pharma и «Велфарм». В своем решении она сообщала, что по этим препаратам были «выявлены риски возникновения дефицита в связи с ценообразованием на них». Карбамазепин израильской Teva (продается под брендом финлепсин) пропал с рынка еще в марте. Вслед за ним с полок стали исчезать лекарства с тем же действующим веществом других производителей. Последние 2,5 месяца провизоры как крупнейших, так и небольших аптечных сетей Москвы говорили «Ведомостям» об отсутствии в продаже любых препаратов с действующим веществом карбамазепин.

Зарегистрированная в России цена на финлепсин ретард в дозировках 200 и 400 мг, а также финлепсин 200 мг не позволяла Teva покрывать свои производственные и логистические издержки, поэтому она подала заявление на пересмотр их стоимости, рассказал ее представитель. На 15 мая в трех крупнейших интернет-аптеках – Apteka.ru, «Еаптека» и «Здравсити» по-прежнему не было в наличии карбамазепина производства «Велфарма», «Акрихина» и Novartis. Препараты от «Алси фармы», «Алиума», Teva и Sun Pharma есть в одной из трех аптек. После пересмотра цен производителю может потребоваться вплоть до двух месяцев на то, чтобы вернуть препарат в продажу, объясняет управляющий партнер специализирующейся на фармацевтике консалтинговой компании «Проектирование систем управления» Павел Лисовский.

Начать процедуру перерегистрации должны были практически все компании, выпускающие лекарства из перечня ЖНВЛП, уверен генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, после старта спецоперации на Украине и введенных в отношении России санкций возник ажиотажный спрос, а привычные для фармотрасли условия и товаропроводящие цепочки были нарушены. Продавцы субстанций и вспомогательных компонентов перешли на полную предоплату или вовсе прекратили сотрудничество с Россией, курс валют стал сложно предсказуем, а логистические пути требовали перенастройки. Как результат, себестоимость производства лекарств выросла, говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Учитывая эти факторы, производители и эксперты опасались, что компании будут вынуждены выводить свои нерентабельные продукты с рынка, так как цены на ЖНВЛП в России фиксированные и регулируются государством. В частности, о таких рисках говорил генеральный директор отечественного производителя инсулинов «Герофарм» Петр Родионов. Представитель этой компании сказал, что она подала заявки на пересмотр цен всех своих препаратов, за исключением противоэпилептического леветинола.

Многие другие фармпроизводители занимают выжидательную позицию и не торопятся перерегистрировать цены, говорит Шуляк. Дело в том, что, по его словам, до конца непонятна стоимость логистики и кредитов. Дальнейшие валютные колебания могут нивелировать все усилия по индексации предельной отпускной цены, признает источник в одной из иностранных фармкомпаний. Поэтому многие из них предпочтут пользоваться возможностью проиндексировать цены в период стабильности, добавляет Беспалов. Кроме того, бизнес опасается и того, что вместо повышения предельных отпускных цен их могут, наоборот, снизить, обнаружив, что в одной из референтных стран (список таких стран используется ФАС для регулирования ценообразования) препарат продается дешевле, чем в России, добавил Лисовский. Не исключает Беспалов и того, что положение фармпроизводителей сейчас уже не такое сложное и критическое, как представлялось ранее.

Представители Росздравнадзора, а также Bayer, Stada, «Р-фарма» и 10 других фармкомпаний не ответили на запрос.