После отказа Казахстана от поставок в Россию ММК перешел на руду «Металлоинвеста»

Из-за трудностей с экспортом производители руды будут искать потребителей на внутреннем рынке
В настоящее время «Металлоинвест» продолжает обеспечивать потребности ММК в высококачественном железорудном сырье
В настоящее время «Металлоинвест» продолжает обеспечивать потребности ММК в высококачественном железорудном сырье / Металлоинвест

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) Виктора Рашникова существенно нарастит закупки железорудного сырья (ЖРС) у «Металлоинвеста» холдинга USM Алишера Усманова и партнеров. Об этом рассказали «Ведомостям» источники, близкие к обеим компаниям.

Проблемы с поставками ЖРС у ММК возникли после начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине и масштабных санкций против РФ. Cоколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО, Казахстан), входящее в Eurasian Resources Group (ERG), практически сразу после начала СВО прекратила поставки ЖРС для ММК. «По предварительным данным, приостановлен экспорт сырья ССГПО в адрес ММК. Отдельные мировые компании из различных отраслей намерены приостановить производство в России и поставки своей продукции в Россию», – сообщил «Интерфакс-Казахстан» 14 апреля со ссылкой на республиканское министерство финансов.

Казахстанское подразделение ERG было основным поставщиком сырья ММК, обеспечивая около 70% потребностей комбината. Контракт с ERG на 2016–2020 гг. предусматривал поставки 30 млн т, т. е. порядка 7–8 млн в год. Остальные 30% сырья группа ММК закупала в России.

Представитель ММК пояснил, что потребности группы в окатышах и железорудном концентрате составляют 11–12 млн т в год. «На сегодняшний день перебоев с сырьем нет», – сообщил он. Говоря о замещении выпавших объемов ССГПО, собеседник отметил, что ММК «уже перешел на закупку дополнительных объемов ЖРС у российских производителей», не указав, каких именно.

«Металлоинвест» – ожидаемый претендент на полное замещение казахстанского импорта. Именно он сегодня поставляет значительный объем ЖРС за рубеж. «Северсталь» и НЛМК большую часть производимого ими ЖРС потребляют сами.

«ММК на протяжении многих лет является нашим стратегическим партнером, – заявил представитель «Металлоинвеста». – В настоящее время «Металлоинвест» продолжает обеспечивать потребности ММК в высококачественном железорудном сырье». Источник в «Металлоинвесте» уточнил, что об отгрузке дополнительных объемов окатышей и концентрата ММК рассказывал гендиректор «Металлоинвеста» Назим Эфендиев на встрече с коллективом Лебединского ГОКа еще в конце марта. По его словам, с просьбой нарастить поставки обратился сам ММК. Эту информацию «Ведомостям» подтверждает и источник в одной из компаний отрасли.

Использование сырья из Казахстана для ММК было оправдано в силу короткого транспортного плеча (около 300 км) и давно сложившейся практики его использования, отметил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. «При сохранении низких цен на руду в России по примеру рынков стального проката и угля ММК сможет достаточно безболезненно переключиться на руды Михайловского и Лебединского ГОКов «Металлоинвеста». Они дальше расположены (порядка 1900 км), но дают высокое качество [сырья]», – добавил он.

Гришунин полагает, что и «Металлоинвесту» сейчас гораздо выгоднее поставлять ЖРС на ММК. «Задача стабилизации цен на российский прокат на внутреннем рынке потребует введения аналогичных мер и для ЖРС. Кроме того, вывоз через российские порты сейчас сильно ограничен нехваткой сухогрузов, рискующих в них заходить, а украинские порты по понятным причинам сейчас недоступны», – пояснил эксперт.

По мнению аналитика «Финама» Алексея Калачева, нарастить экспорт руды в Юго-Восточную Азию, где есть высокий спрос, не так просто, учитывая недостаточную пропускную способность железных дорог в сторону Дальнего Востока и слишком большое и дорогое транспортное плечо, если отгружать сырье из балтийских или черноморских портов. «В таких условиях внутренний рынок остается для добывающего сегмента вполне привлекательным», – заключил он.

Гришунин считает, что «Металлоинвест» и другие российские поставщики руды смогут легко заместить 8 млн т казахстанской продукции, поскольку экспорт ЖРС из России в 2021 г. составил более 23 млн т.

С другой стороны, считает Калачев, снижение конкуренции поставщиков позволит оставшимся участникам рынка поднимать цену. «Перестройка логистики также может создать временные трудности для ММК, хотя и не думаю, что сколько-нибудь продолжительные», – добавил он.

По данным отраслевого издания «Металлоснабжение и сбыт», в начале последней недели апреля стоимость ЖРС на бирже SGX в Сингапуре опустилась до $136 за 1 т, а на китайской DCE впервые с середины марта оказалась ниже отметки 800 юаней ($122) за 1 т по сентябрьскому контракту. Как сообщало издание, тенденция к снижению может сохраниться и в дальнейшем, поскольку китайская экономика испытывает все более серьезные проблемы из-за эпидемии коронавируса и локдаунов.

В России, по данным ассоциации «Руслом.ком», средняя цена железорудного концентрата с содержанием железа 65–68% в апреле составила 7700 руб. за 1 т, окатышей с содержанием железа 62–65% – 11 300 руб. за 1 т.