Основатель Cofix запускает в России сеть магазинов орехов и сухофруктов «Щелкунчик»
Эксперты считают, что ее развитию может помешать высокая конкуренция на этом рынкеКомпания «Фудстор», основным владельцем которой является израильская «Би смарт трейд» основателя Сofix Ави Каца, запускает сеть магазинов орехов, сухофруктов и сладостей «Щелкунчик», рассказал представитель бизнесмена. Соответствующий товарный знак она зарегистрировала еще в декабре 2021 г., по данным «СПАРК-Интерфакса».
Ежегодно «Фудстор» планирует открывать в России около 30–40 точек площадью от 50 до 80 кв. м, уверяет представитель Каца. Первые два магазина уже работают в торговых центрах «Райкин плаза» в Марьиной Роще и «Водный» около ст. м. «Водный стадион», следует из информации на сайте «Щелкунчика».
Бакалейная лавка – популярный формат в восточных странах, но в России сетевые магазины его существенно потеснили, рассуждает представитель Каца. «Фудстор», по его словам, хочет как раз объединить модель рыночных лавок и корнеров в супермаркетах, добавив еще и опцию обжарки и глазировки орехов на месте, а также продажи свежевыжатых соков. Он уверяет, что это позволит «сбить цены на традиционно дорогие орехи и сухофрукты» и составить конкуренцию работающим в этом сегменте компаниям.
Расширять сеть «Фудстор» намерен за счет продажи франшизы, говорит собеседник «Ведомостей». Он утверждает, что переговоры с 12 потенциальными франчайзи уже ведутся. Называть их он не стал. Размер инвестиций в каждую точку составляет 8 млн руб., из которых 2 млн руб. – паушальный платеж (единовременный взнос при открытии бизнеса. – «Ведомости»). По сравнению с аналогичными точками сумма вложений в «Щелкунчик» выглядит завышенной в 1,5–2 раза, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. А сумму паушального платежа, учитывая отсутствие сильного бренда и масштабной рекламной поддержки, он и вовсе называет практически запретительной.
С ним согласна и эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская, которая говорит, что 2 млн руб. – это очень много для такого формата. Кроме того, согласно исследованию Franshiza.ru, только 15% инвесторов, готовых купить франшизу, сегодня ищут проекты с инвестициями свыше 3 млн руб. Тем не менее представитель Каца говорит, что, по расчетам компании, каждая точка (при обороте в 3 млн руб.) будет приносить 700 000 руб. ежемесячно в виде чистой прибыли, а это позволит окупить затраты в течение одного года. Открывать точки придется только в крупных и «обеспеченных» городах или туристических столицах с большим трафиком в торговых центрах, говорит Рождественская. В маленьких населенных пунктах, по ее словам, добиться заявленных показателей при довольно высоких инвестициях будет крайне сложно. С этим согласна и директор направления стрит-ритейла Knight Frank Russia Ирина Козина, которая отмечает, что продукция «Щелкунчика» будет востребована в местах с высоким трафиком – в деловых районах, рядом с метро и проч. Рождественская не исключает, что с учетом всего этого в будущем компания «оптимизирует инвестиции в проект».
На рынке сухофруктов и орехов пока нет сетевого игрока, однако эту нишу нельзя назвать пустующей, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Торговые центры заинтересованы в подобных форматах, так как из-за санкций некоторые магазины вынуждены были закрыться, освобождая площади, отмечает Рождественская. Однако она указывает, что практически в каждом таком объекте есть «ореховый остров», а многие супермаркеты предлагают схожий ассортимент на развес. Бурмистров также отмечает, что в сегменте сухофруктов достаточно высокая конкуренция: там работает много национальных диаспор из тех стран, откуда в том числе осуществляются поставки продукции. Много точек с такими товарами, по его словам, есть и в стрит-ритейле, причем ассортимент там более сбалансированный и он не требует холодильников и другого дорогого оборудования, а значит, и инвестиции на открытие там меньше в 2–3 раза. Развитие сети в торговых центрах ограничивают и условия договоров аренды, по которым рядом с прикассовыми зонами супермаркетов не могут располагаться арендаторы с продуктами питания и бакалеей, напоминает директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Борис Маца.