«Л’Этуаль» начинает развивать аптечный бизнес в регионах

Это позволит компании повысить продажи на фоне конкуренции на рынке косметики
Аптечное направление – это дополнительный источник продаж в условиях усиливающейся конкуренции и ухода из-за санкций ряда профильных парфюмерных и косметических брендов/ Максим Стулов / Ведомости

Парфюмерно-косметический ритейлер «Л’Этуаль» будет открывать аптеки на территории своих магазинов в регионах. Судя по информации на сайте компании, речь идет как минимум о 13 городах помимо Москвы. Представитель компании подтвердил, что она намерена создать федеральную сеть аптечных корнеров. До конца 2022 г. она откроет аптеки в своих флагманских магазинах в 21 российском городе, в том числе в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке и Симферополе. Точное количество точек представитель «Л’Этуаль» не раскрыл, но оценил инвестиции в открытие одного корнера в 7–10 млн руб.

Три пилотных корнера «Л’Этуаль» запустила в Москве еще в декабре 2021 г. после получения лицензии на торговлю лекарствами в розничных магазинах. В марте ритейлер обзавелся лицензией на дистанционную торговлю безрецептурными препаратами, после чего первым среди парфюмерно-косметических сетей начал продавать лекарства в интернет-магазине.

Сейчас в ассортименте «Л’Этуаль» представлены лекарства первой необходимости и биологически активные добавки (БАД). Всего 3500 наименований, из которых 1000 можно купить дистанционно. Доставку препаратов осуществляют специально аккредитованные транспортные компании, уточнил представитель ритейлера. Помимо этого сеть продает лечебную аптечную косметику, медицинские изделия и технику – такие разделы есть на сайте интернет-магазина.

Аптечное направление – это дополнительный источник продаж в условиях усиливающейся конкуренции и ухода из-за санкций ряда профильных парфюмерных и косметических брендов, представленных у таких ритейлеров, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он добавляет, что онлайн-продажи также позволяют более эффективно использовать торговые площади магазинов.

Доля аптечного направления «Л’Этуаль» может составить 3–5% от годового оборота, считает представитель сети. Этот показатель совпадает с прогнозами Бурмистрова и директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка компании «Алькор и Ко», управляющей сетью «Л’Этуаль», в 2021 г. выросла почти на 22% до 80,4 млрд руб. На начальном этапе 2–3% уже будет хорошим результатом, обеспечивающим самоокупаемость, полагает Бурмистров. Максимальная доля продаж аптечного направления – это 5% от общей выручки, считает Беспалов. Хотя показатели, по его словам, все равно будут несопоставимы с тем, что компания сейчас теряет из-за экономической ситуации и санкций.

«Л’Этуаль» – не единственная парфюмерно-косметическая сеть, развивающая аптечное направление. В мае 2022 г. ритейлер «Золотое яблоко» откроет свою первую аптеку формата «магазин в магазине» в Екатеринбурге. Компания примет решение о расширении проекта в других регионах по итогам эксперимента на Урале.

Категории «красота» и «здоровье» – это близкие товарные группы, говорит Бурмистров. Аптечная продукция действительно увеличивает средний чек, подтверждает представитель «Л’Этуаль». По его словам, внутреннее маркетинговое исследование компании показало, что во время пандемии коронавируса потребители стали больше обращать внимание не только на уходовые средства, но и на товары для поддержания здоровья. Сеть делает такой вывод на основании возросшего спроса на продаваемые ею БАДы. Цифры он не назвал. По данным аналитического отчета компании DSM Group, в 2021 г. коммерческий рынок биодобавок вырос на 11,3% к предыдущему году, составив 85,6 млрд руб. В натуральном выражении рост был незначительным – на 0,9% до 341 млн пачек. При этом последние три года рынок в упаковках держится примерно на одном уровне: прирост составляет порядка 1–2% в год.

Парфюмерно-косметические сети сосредоточатся именно на безрецептурных лекарствах и БАДах, в том числе под собственными торговыми марками, уверен Бурмистров. По его словам, выходить в рецептурный сегмент с ограниченными максимальными ценами они не станут. Так что непродовольственные ритейлеры вряд ли составят серьезную конкуренцию профильным аптечным игрокам как в традиционной рознице, так и в онлайне, резюмирует Беспалов.

Лидером рынка аптечной розницы в 2021 г., по данным DSM Group, стала Ассоциация независимых аптек (АСНА) – это федеральная организация, в рамках которой ведут свою деятельность более 10 000 аптек. Ее доля в коммерческом сегменте составила 13,9%, выручка не изменилась по сравнению с предыдущим годом, составив 203 млрд руб. Далее с долями 7,7 и 6,1% следуют «Ригла» (входит в «Протек») и объединенный с «Мелодией здоровья» «Эркафарм» (принадлежит «Катрену»). «Ригла» за год увеличила выручку на 19% до 112,6 млрд руб., совокупные продажи «Мелодии здоровья» и «Эркафарма» упали на 4,4% до 89 млрд руб.

Cреди профильных интернет-аптек в 2021 г., как и годом ранее, на 1-м месте по объемам продаж оказалась «Аптека.ру» (принадлежит «Катрену»). Она выручила 59,3 млрд руб., увеличив за год продажи на 18%, следует из рейтинга аналитической компании Data Insight. На 2-м месте – «Еаптека» и «Здравсити», заработавшие в прошлом году 15,5 млрд и 9,1 млрд руб. соответственно. Самый большой средний чек получился у «Аптеки плюс» (2020 руб.) и аптек «Столички» (1980 руб.), а самый низкий – у «Аптеки от склада» (1490 руб.) и «Аптеки.ру» (1540 руб.). В онлайне сетям предстоит бороться за клиента еще и с маркетплейсами, говорит Беспалов. В частности, с Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркетом», которые тоже развивают аптечные направления.