МЭА ожидает в 2022 году рекорда по вводу возобновляемой генерации
Европа будет пытаться снизить зависимость от энергоресурсов из РоссииВвод генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мире в 2022 г. достигнет рекордного уровня в 320 ГВт, говорится в обзоре Международного энергетического агентства (МЭА) Renewable Energy Market, опубликованном 11 мая. Это на 8,5% больше, чем в прошлом году, когда было введено 295 ГВт ВИЭ.
МЭА повысило прогноз на 8% относительно оценки декабря 2021 г., одновременно повысив прогнозы по вводу ВИЭ в Китае (+16%), Евросоюзе (ЕС, +3%) и Латинской Америке (+17%). Прогноз по США был, наоборот, понижен на 8%.
В докладе говорится, что прирост новых мощностей ВИЭ в 2021 г. также был рекордным, увеличившись на 6% относительно 2020 г. Ввод солнечных электростанций (СЭС) и ГЭС был выше, чем в 2020 г., а ветровых (ВЭС) – снизился на 17%. Почти половина – 46% – всех вводов ВИЭ пришлись на Китай. Вторым по величине рынком был рынок ЕС – около 15%. В основном в Европе была запущена солнечная генерация, указывает МЭА, отмечая ускорение проектов в Испании, Франции, Польше и Германии.
В 2022 г. основной прирост ВИЭ в мире придется на солнечную генерацию – 60%, или 190 ГВт (+25% к 2021 г.), считает МЭА. Еще около четверти – на наземные ВЭС (без учета офшорных установок, строящихся в море у берегов). В 2023 г. ввод СЭС достигнет почти 200 ГВт, отмечает агентство. Ветровая и солнечная генерация могут существенно снизить зависимость энергетического сектора ЕС от поставок газа из России уже к 2023 г., говорится в обзоре.
Глобальный энергокризис привел к росту интереса к ВИЭ, особенно в Европе. ЕС объявил о планах ускорить ввод ВИЭ после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине в феврале 2022 г., поясняет МЭА. «В ответ на российское вторжение на Украину многие страны Евросоюза объявили о планах ускорить развитие возобновляемых источников энергии, направленное на снижение их зависимости от российского газа», – говорится в докладе.
Подобные планы анонсировали Германия, Нидерланды и Португалия, отмечает МЭА. Но реализация этих планов до 2023 г. пока ограничена, особенно это касается масштабных проектов, указывают эксперты агентства. По оценке МЭА, в 2022 г. в ЕС будут запущены мощности ВИЭ в объеме более 40 ГВт, из них более половины составят СЭС.
По данным МЭА, Россия обеспечивает около 45% импорта газа для ЕС. Благодаря этим поставкам вырабатывается 100–200 млрд кВт ч электроэнергии в год. По прогнозу агентства, в 2021–2023 гг. производство электроэнергии из ВИЭ в ЕС вырастет до 180 млрд кВт ч, что близко к верхней границе выработки из российского газа. Но реальная ситуация будет зависеть от мер по повышению энергоэффективности, направленных на сдерживание спроса на энергию, а также от политики отказа от использования угля и ядерной энергии в нескольких европейских странах, отмечается в докладе.
Спрос на электроэнергию в Европе начал резко расти еще в прошлом году на фоне восстановления мировой экономики после первой волны пандемии коронавируса, открытия границ и активизации путешествий. Энергокомпании не успевали наращивать выработку. Во второй половине 2021 г. спад выработки ВЭС из-за безветренной погоды спровоцировал ажиотажный спрос на газ и уголь, что привело к росту цен на энергоресурсы.
Осенью 2021 г. стоимость газа в ЕС била рекорд за рекордом, достигнув в декабре $2200 за 1000 куб. м, что на тот момент стало историческим максимумом (дороже газ в Европе торговался только в марте 2022 г., уже после начала СВО). В среднем спотовая цена на газ в ЕС в 2021 г. была втрое выше, чем в 2020 г. ($534 против $180 за 1000 куб. м). В этой ситуации в ЕС произошел ренессанс угольной энергетики: по данным МЭА, выработка электроэнергии на угольных ТЭС в 2021 г. выросла более чем на 11%.
Но эксперты МЭА указывают, что в 2022–2023 гг. себестоимость электроэнергии ВИЭ будет выше, чем до пандемии коронавируса. Цены на многие виды сырья для зеленой энергетики и транспортные расходы продолжают рост. С 2020 г. по март 2022 г. цена на поликремний для солнечных панелей выросла в 4 раза, сталь подорожала на 50%, медь – на 70%, алюминий – в 2 раза, а транспортные расходы выросли почти в 5 раз. В результате общие инвестиционные затраты при строительстве СЭС и ВЭС выросли на 15–25%, подсчитали в энергетическом агентстве.
Но конкурентоспособность ВИЭ при этом улучшается из-за гораздо более резкого увеличения стоимости газа и угля. МЭА поясняет, что цены на электроэнергию в странах ЕС бьют исторические рекорды: оптовые цены в Германии, Франции, Италии и Испании выросли более чем в 6 раз по сравнению со средними значениями 2016–2020 гг.
Прогноз МЭА в целом, скорее всего, сбудется, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков. В ЕС ввод генерации на основе ВИЭ точно ускорится, такие планы уже опубликованы Еврокомиссией, но конкретные меры еще не выработаны, отмечает он. Делать прогноз на 2022 г. сейчас крайне сложно из-за непонимания глубины и продолжительности энергокризиса, подчеркивает аналитик. В долгосрочной перспективе, по его оценке, доля ВИЭ в ЕС будет расти более высокими темпами.
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в 2022 г. в ЕС, скорее всего, энергетические проблемы будет решать угольная генерация. Генерация ВИЭ существенно подорожает и на фоне роста затрат на энергоресурсы у ЕС будут трудности с инвестициями в такие проекты, считает он. Вернуться к вопросу активного развития ВИЭ Европа сможет в случае стабилизации цен на энергоносители, что произойдет не ранее 2023 г., добавляет эксперт. Реализации планов ЕС могут помешать дефицит микроэлектроники и сырья и логистические проблемы, считает директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев.
Теоретически замена российскому газу для ЕС может найтись примерно за пять лет, но это будет крайне дорогая альтернатива без гарантии бесперебойных поставок, считает Гришунин. По оценке Жихарева, для того чтобы полностью заместить российские углеводороды на ВИЭ, ЕС необходимо не менее 10 лет и более 2,5 трлн евро инвестиций.