Власти снимут ритейлерам лимит по доле рынка для покупки иностранных сетей

Это может позволить X5 Group приобрести Prisma в Петербурге, считают эксперты
Финский холдинг S-Group, управляющий 16 супермаркетами Prisma, 4 марта на своем сайте объявил о решении свернуть всю операционную деятельность в России из-за «фундаментальных изменений в бизнес-среде»
Финский холдинг S-Group, управляющий 16 супермаркетами Prisma, 4 марта на своем сайте объявил о решении свернуть всю операционную деятельность в России из-за «фундаментальных изменений в бизнес-среде» / Светлана Холявчук / PhotoXPress

Минпромторг предложил снять до 1 января 2023 г. ограничения по максимальной доле рынка для торговых сетей, которые собираются приобрести уходящие из России иностранные компании. Министерство уже подготовило и внесло в правительство соответствующий законопроект, сообщил «Ведомостям» представитель Минпромторга.

Изменения предлагается внести в ст. 14 закона о торговле, добавил он. Эта норма запрещает продуктовой сети совершать сделку по приобретению долей хозяйствующих субъектов на определенной территории, если ее товарооборот за предыдущий год превышает 25% в денежном выражении в границах этого субъекта (в том числе в пределах города, муниципального района или округа).

Проект сейчас дорабатывается правительством и в самое ближайшее время будет внесен в Госдуму, сообщил представитель Минпромторга. «Цель предлагаемого законопроекта – сохранить рабочие места для сотрудников торговых сетей, которые уходят с российского рынка», – отметил он.

Мера содержится в оперативном плане правительства по поддержке экономики в условиях санкций, сообщил «Ведомостям» источник, близкий к кабмину. «Ведомости» направили запрос в правительство.

Введение указанной временной нормы может предотвратить риски снижения доступности товаров и потерю созданных уходящими с рынка торговыми сетями рабочих мест, сообщил «Ведомостям» представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС), не уточнив, поддерживает ли ведомство предложение. Если сделка может привести к созданию или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, согласно закону о защите конкуренции, она нуждается в обязательном согласовании с ФАС, напомнили в антимонопольном ведомстве.

Предложение Минпромторга в первую очередь может быть использовано для приобретения крупнейшим по объему выручки продуктовым ритейлером на российском рынке X5 Group сети финских супермаркетов Prisma в Санкт-Петербурге, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Финский холдинг S-Group, управляющий 16 супермаркетами Prisma, 4 марта на своем сайте объявил о решении свернуть всю операционную деятельность в России из-за «фундаментальных изменений в бизнес-среде».

Доля X5 Group (ранее X5 Retail Group – управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Чижик») на рынке розничной торговли продуктами Санкт-Петербурга в 2018 г. превысила порог в 25% и достигла 27,03%, сообщало управление ФАС по Петербургу. В 2019 г., по данным службы, она продолжила рост, составив 27,37%. В 2020 г. доля ритейлера достигла 28,9%, писал в апреле 2021 г. «Коммерсантъ». Ритейлеры и профильные ведомства обсуждают возможное расширение доли торговых сетей на рынке региона с 2017 г., рассказал в свою очередь председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (в нее, в частности, входит X5 Group) Игорь Караваев. По его словам, из-за резкого непрогнозируемого изменения товарооборота торговые сети вынуждены сворачивать свои инвестпроекты и теряют вложенные деньги.

Представитель ФАС отказался предоставить данные о доле X5 Group за 2021 г., добавив, что служба пока не комментирует и тему продажи сети финских супермаркетов. По оценке экспертов «Infoline-аналитики», после пересмотра Росстатом показателей розничного товарооборота доля Х5 в Санкт-Петербурге в 2021 г. снизилась до 24,4%, доля «Ленты» составила 13,6%, доля Prisma – 1,36%. То есть основной претендент на превышение порога в 25% – это X5 Group, заключил Бурмистров. Представитель X5 Group отказался от комментариев. Представитель Prisma Юлия Рулько заявила, что план по завершению работы компании в России еще прорабатывается. 

О том, что «Перекресток» займет супермаркеты сети Prisma, известно и представителю Руспродсоюза, объединяющего ведущих производителей и поставщиков продуктов питания. Кроме того, о планах X5 Group открыть магазины в точках, которые ранее занимали супермаркеты Prisma, писал 11 апреля «Интерфакс» со ссылкой на управляющего партнера Fort Group Максима Левченко. Торговые площади, на которых располагались супермаркеты финской сети, находятся под управлением Fort Group. Левченко не ответил на запрос «Ведомостей». Рулько информацию о том, что площади Prisma арендованы X5 под «Перекресток», не подтвердила. 

Первый супермаркет Prisma был открыт в России в 2008 г. Последние пять лет компания работала в убыток, следует из данных СПАРК. В 2021 г. ее выручка не изменилась по сравнению с прошлым годом, составив 8,08 млрд руб. Тогда как чистый убыток компании вырос практически на четверть – с 349,9 млн до 436,5 млн руб. В Prisma и трех отелях Sokos в Санкт-Петербурге, которыми управляет холдинг S-Group, работают около 1000 человек.

Запросы в «Магнит» и Mercury Retail Group, управляющую магазинами сетей «Красное & белое» и «Бристоль», остались без ответа. Представитель «Ленты» заявил, что не комментирует законодательные инициативы и планы компании.

Принятие законопроекта может привести к рискам увеличения монополии, но на них можно пойти, когда речь идет об экономической безопасности страны, считает заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС и экс-глава управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. «Тут выбор такой: либо риски монополизации, либо проблемы с розничной торговлей и снабжением», – говорит он. По его словам, рыночная концентрация теоретически может привести к росту цен, но с гораздо большей вероятностью к нему приведет возможный дефицит товаров, поэтому риски монополизации – это меньшее из зол.

Порог в 25% вводился исходя из объективной угрозы монополизации рынка, в случае если он превышен, указывает директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС при НИУ ВШЭ Алексей Иванов. «Сейчас мы на этот риск готовы пойти, чтобы сети не остались без хозяина. Понятно, что брошенные сети хуже, чем работающие сети», – говорит он. При этом в долгосрочной перспективе монополизация рынка принесет больше проблем, чем пользы, считает эксперт.

На возможную монополизацию в случае принятия законопроекта указывает тот факт, что приобретать уходящие иностранные компании могут позволить себе только крупные ритейлеры, говорит Иванов: «Если кто-то может «подобрать» торговые сети и не повысить свою долю выше 25%, нужно отдавать приоритет таким предприятиям». Кроме того, по его словам, роль ФАС в данном случае должна быть усилена и служба должна иметь право требовать получения согласия на такие сделки со своей стороны, даже если они не подпадают под критерии согласования.

Монополизация рынка не всегда плохо, она обеспечивает технический прогресс, считает Тенишев, при этом важно, чтобы антимонопольная служба анализировала, каким будет состояние конкуренции после той или иной сделки, и при необходимости выдавала предписание ее участникам. В этой ситуации будет правильным, чтобы ФАС при согласовании таких сделок давала поведенческие и структурные предписания, согласен Иванов: они позволяли бы снизить вероятность повышения цен и «выдавливания» поставщиков, потому что рыночная власть этих сетей будет возрастать.