Принадлежащий Sminex холдинг «Коломенский» покупает российский бизнес Fazer
Эта сделка позволит компании стать лидером на рынке хлебобулочных изделийФедеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство булочно-кондитерского холдинга «Коломенский» о покупке 100% уставного капитала компании «Хлебный дом», которым владеет финский производитель продуктов питания Fazer, следует из ее сообщения. Представитель девелопера Sminex (он владеет «Коломенским») от комментариев отказался. «Ведомости» ожидают ответа от представителя глобального офиса Fazer.
Компания владеет в России четырьмя заводами: тремя в Санкт-Петербурге и одним в Москве. Выручка российского юрлица финского холдинга – ООО «Хлебный дом» (ранее – ООО «Фацер») – по итогам 2021 г. составила 14 млрд руб., чистая прибыль – 176,5 млн руб. После начала спецоперации Fazer объявила о приостановке работы в России и начала искать покупателей на свой бизнес в этой стране. С учетом срочного характера сделки и текущей геополитической ситуации его стоимость не превышает 4 млрд руб., считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Решение Fazer продать бизнес президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон считает эмоциональным и непродуманным, так как компания много инвестировала в модернизацию российского производства и обучение сотрудников. Общие вложения в российский бизнес составили 300 млн евро, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на презентацию компании для потенциальных покупателей.
На российском рынке Fazer занимает лидирующую позицию, а «Коломенский» входит в первую десятку по выручке, считает Кацнельсон. Сам рынок в 2021 г., по его словам, оценивался Росстатом в 820 млрд руб. (+1,5% к предыдущему году), а экспертами – в 900 млрд руб., учитывая хлебопечение ритейла, добавил он. Доля Fazer на рынке Санкт-Петербурга составляет 37%, а на рынке Москвы – около 11%, подсчитал Бурмистров. После приобретения «Хлебного дома» доля «Коломенского» в российской столице, по его мнению, превысит 30%. А в результате сделки объединенная компания станет крупнейшим игроком на этом рынке, резюмировал он. С ним согласен и Кацнельсон.
В России немного хлебопекарных компаний, которые в состоянии были бы приобрести такую компанию, как Fazer, говорит президент Российского союза пекарей Алексей Лялин. Он предполагал, что покупателем выступит игрок из области агропромышленного комплекса или финансово-промышленной группы. Кацнельсон же считает, что девелопер Sminex, задумав приобрести «Хлебный дом», пошел на довольно рискованный шаг. Если сделка осуществляется не за собственные средства, а за заемные, покупатель должен будет их возвращать, а сейчас уровень финансовой неопределенности очень высок. Кроме того, каждый день компании надо будет продавать не одну сотню тонн продукции, что непросто: хлеб – продукт регионального или муниципального потребления, срок реализации которого 72 часа. «Нельзя выпекать в Москве, а продавать в Екатеринбурге», – пояснил он. А в Москве и Петербурге Fazer работает на очень конкурентном рынке. Сможет ли новый акционер сохранить планку, поднятую финским холдингом за счет постоянной работы над ассортиментом, можно будет увидеть примерно через год, заключил эксперт.