Минфин и ФНС против налоговых послаблений для экспортеров удобрений
Они опасаются манипуляций с ценами и снижения доходов бюджетаМинфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) выступили против временной отмены налогового контроля за экспортными ценами на минудобрения на 2022–2023 гг. Это следует из ответов ведомств на предложения бизнеса по новым мерам поддержки экономики в условиях санкций. «Ведомости» ознакомились с изложением позиций органов власти, их подлинность подтвердил источник, близкий к правительству.
В апреле Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил временно отменить экспортный контроль, исключив удобрения из списка товаров мировой биржевой торговли («Ведомости» писали об этом 20 апреля). Правительство включило инициативу в список дополнительных мер поддержки экономики, ответственными исполнителями были назначены Минпромторг и ФНС. Они должны были представить позиции в правительство к 14 апреля. В пресс-службе Минпромторга «Ведомостям» не ответили.
Источник «Ведомостей» в одной из компаний – производителей удобрений ранее пояснял, что инициатива позволит экспортерам избежать риска начисления дополнительных налогов на фоне резкого роста глобальных цен на удобрения. Другой источник отмечал, что предусмотренные в Налоговом кодексе методы контроля в ситуации беспрецедентных санкций против России не позволяют определить, является ли экспортная цена рыночной. В частности, потому что доступ к данным международных агентств о ценовых котировках затруднен, пояснял он.
Минпромторг инициативу РСПП поддержал, следует из документа. Но Минфин и ФНС дали отрицательное заключение. Минфин указал, что удобрения относятся к товарам, составляющим основные статьи экспорта России наряду с нефтью, черными, цветными и драгоценными металлами, а также драгоценными камнями. По данным ФНС, объем экспорта минудобрений в стоимостном выражении 2021 г. составил более 880 млрд руб.
По оценке министерства, риски трансфертного ценообразования во внешнеторговых сделках с удобрениями высоки. В частности, потому что крупнейшие экспортеры часто продают удобрения не конечным покупателям, а посредникам «в низконалоговых юрисдикциях». «Отмена налогового контроля <...> может создать условия для вывода налоговой базы за рубеж посредством манипулирования ценами в этих сделках и, соответственно, привести к возникновению выпадающих доходов бюджета», – пишет Минфин в отзыве.
Зачем нужен экспортный налоговый контроль
Налоговый контроль предусматривает проверку соответствия цены экспорта рыночному уровню. Если цена ниже рыночной, экспортеру могут быть доначислены налоги и выписан штраф. Компании обязаны ежегодно до 20 мая уведомлять налоговиков о контролируемых сделках, а по запросу ФНС – давать документы с подтверждением «рыночности» сделок. Под контроль попадают сделки аффилированных компаний и сделки между независимыми лицами на сумму свыше 120 млн руб. в год, если они касаются товаров мировой биржевой торговли (т. е. тех, для которых на товарных биржах формируется ценовой индикатор).
Поставщиками продукции за рубеж часто выступают дочерние предприятия холдинговых компаний и продажа удобрений может проходить по ценам ниже рыночных, признавал ранее управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Дефицит удобрений разогнал мировые цены и формально на глобальном рынке происходит трансфертное ценообразование, уточнил он. В этой ситуации, по мнению эксперта, налоговики могут доначислить налог при поставках по низкой цене, ориентируясь на цены мирового рынка.
Но теперь «в связи с невозможностью реализации продукции через зарубежных внутригрупповых трейдеров» экспортеры ищут новые каналы и большую часть продукции экспортируют «именно на независимых лиц», парирует представитель РСПП. По его словам, такие продажи вынужденно идут «по ценам ниже котировок ценовых агентств из-за демпинга в условиях санкций». «У экспортеров существует неопределенность в наличии актуальных и достоверных котировок иностранных ценовых агентств, в то время как иные методы фактически не применимы», – говорит собеседник.
По мнению Минфина, риски доначисления налогов из-за ситуации с санкциями, опасения о которых выражает бизнес, могут быть исключены «через описание налогоплательщиками этих обстоятельств в представляемой в ФНС документации». ФНС будет учитывать эти обстоятельства и их влияние на условия и результаты сделок, говорится в документе.
В своем отзыве ФНС приводит аналогичные аргументы.
Представитель РСПП признает, что риски, описываемые Минфином и ФНС, «в какой-то степени оправданны». Но он уточняет, что, если российские продавцы не догворятся по цене с независимыми покупателями, то «экспортная выручка вообще прекратится», а из-за убытков компаний «платежи по налогу на прибыль сведутся к нулю».
В Минфине и ФНС на запросы «Ведомостей» не ответили.
Цены на удобрения на мировом рынке растут с начала 2021 г. на фоне усиления спроса на сельхозпродукцию и задержек со вводом производственных мощностей. Со второго полугодия 2021 г. дополнительным негативным фактором стал скачок цен на газ (пик 2021 г. пришелся на декабрь, когда спотовые котировки газа на хабе TTF в Нидерландах достигали $2200 за 1000 куб. м), после чего цены на удобрения достигли многолетних максимумов. Рост цен продолжился в 2022 г. на фоне санкций ЕС, США и других стран против России из-за проведения специальной военной операции на Украине. По данным аналитики Газпромбанка, только за март 2022 г. мировые цены на карбамид, аммиачную селитру, фосфаты и калий выросли на 20–50%, сильнее всего в Европе, Бразилии и США. Цены на карбамид и азотно-фосфорные удобрения (MAP) в портах Балтики выросли в среднем на 30% до $760/т и $1240/т соответственно. При этом цены на удобрения в РФ, замороженные летом 2021 г., в 3–4 раза ниже мировых.
В условиях сложной экономической ситуации отмена любых мер административного характера является существенной поддержкой компаний, сказал Гришунин. Аргументы РСПП обоснованны, соглашается директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. В условиях переориентации поставок с европейского рынка на альтернативные российские производители, скорее всего, будут вынуждены предоставлять значительные дисконты к рыночной цене, поясняет он.
Танурков при этом признает, что риски, на которые указывают Минфин и ФНС, реальны. Но в условиях санкционного давления возможность для вывода налоговой базы за рубеж существенно сократилась, отмечает он.
В подготовке статьи участвовала Анастасия Бойко