Покупка Twitter может плохо сказаться на других активах Илона Маска

Акции Tesla резко подешевели после объявления о покупке соцсети
Ключевой актив Илона Маска – автопроизводитель Tesla – сильно подешевел после покупки бизнесменом соцсети Twitter
Ключевой актив Илона Маска – автопроизводитель Tesla – сильно подешевел после покупки бизнесменом соцсети Twitter / Максим Стулов / Ведомости

Акции Tesla подешевели на 12,18% 26 апреля на бирже NASDAQ, что уменьшило капитализацию компании примерно на $126 млрд. Это произошло после сделки основателя и CEO компании Илона Маска по покупке соцсети Twitter за $44 млрд. Капитализация производителя электромобилей с 4 апреля, когда Маск объявил о намерении купить соцсеть, упала примерно на $275 млрд – на 23%. Акции Twitter подешевели вечером во вторник на 3,89% до $49,68 за единицу. Согласно опубликованным позже Комиссией по ценам бумагам и биржам США (SEC) условиям сделки о поглощении, в случае ее расторжения Маску придется уплатить $1 млрд. Но проблема не в штрафе.

Сделка по покупке Twitter связана с Tesla. Согласно обнародованному SEC еще 21 апреля плану финансирования сделки, банк Morgan Stanley согласился выдать маржинальный кредит Маску на $12,5 млрд под залог его собственных акций Tesla. Помимо Morgan Stanley в списке указаны еще несколько банков, а сам Маск готов был предоставить $21 млрд. Бизнесмен не уточнял, каким образом найдет эти средства. Bloomberg среди прочих возможностей допускал, что часть средств может быть получена от продажи оставшейся доли Маска в Tesla. Такой поворот событий, однако, беспокоит акционеров компании – они опасаются дальнейшего падения стоимости акций. Маск, впрочем, может использовать и другие свои активы, в частности криптовалюты.

Это не единственная связь основного актива Маска и сделки по покупке соцсети. В публикации The Wall Street Journal 27 апреля также высказывались опасения, что власти КНР, на территории которой в Шанхае находится крупнейший завод по производству Tesla, могут использовать это обстоятельство для оказания давления на политику Twitter. На китайский рынок приходится 24,8% выручки Tesla. По мнению издания, Пекин, используя этот фактор, может давить на Маска с требованиями удалять аккаунты неугодных ему лиц и движений – вроде уйгурских сепаратистов.

Для Маска Twitter своего рода венчурный проект – сродни космической компании SpaceX, – основная цель которого все-таки не генерация прибыли, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Это реализация лозунгов бизнесмена о площадке, главным принципом которой будет свобода слова, сказал аналитик. Очевидно, что создать с нуля соцсеть в ее традиционном виде сейчас практически невозможно, другие крупные площадки для реформаторских планов Маска вряд ли подходили, поэтому был выбран Twitter, хотя и переживающий упадок, но доступный по стоимости для бизнесмена. 

Несмотря на все переживаемые трудности, достающиеся Маску в наследство, например плохой менеджмент, Twitter, однако, остается уникальной компанией, которая оказывает сильнейшее влияние на формирование повестки в англоязычном мире, отмечает генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян. 

Другое дело, что, если планы Маска по имплементации свободы слова в Twitter реализуются, он станет еще более убыточным, считает Либин. Вероятно, платная подписка в обмен на освобождение от рекламных постов не спасет от еще большего падения прибыли, если бизнесмен действительно будет пытаться снизить зависимость площадки от корпораций и рекламных денег, как он призывал в одном из постов в соцсети.

Говоря об эффекте финансирования сделки Маском на оценку капитализации Tesla, Либин отметил, что, если бизнесмен захочет использовать продажу акций остающейся у него доли, чисто технически в случае выброса такого большого объема бумаг компании на биржу это будет продавливать стоимость акций вниз. «Такого количества потенциальных покупателей на рынке не будет, из-за чего бумаги Tesla придется продавать еще дешевле», – говорит Либин.

Основной же риск для Tesla, по мнению Либина, однако, не в этом и даже не в том, что китайские власти будут оказывать давление на соцсеть через завод в Шанхае, а скорее в угрозе отвлечения внимания Маска от дел своего ключевого актива на реформу соцсети. Казарян также отмечает, что рынок не без основания полагает: без Маска и его участия в жизни компании, подкрепленного долей в ее акциях, нет Tesla.