Рост мирового спроса на нефть в 2022 году может затормозиться

Российские поставки будут перемещаться на азиатские рынки с более дорогой логистикой
Цены на все виды энергоносителей начали расти еще в 2021 г., но на фоне специальной военной операции (СВО) на Украине достигали пиковых значений
Цены на все виды энергоносителей начали расти еще в 2021 г., но на фоне специальной военной операции (СВО) на Украине достигали пиковых значений / Tomas Bravo / Reuters

Ожидаемого восстановления мирового спроса на нефть по итогам 2022 г. на уровне 102 млн баррелей в сутки (б/с) может не произойти из-за нестабильности энергетического рынка, роста инфляции и геополитических рисков. Об этом говорится в апрельском обзоре КПМГ, с которым ознакомились «Ведомости».

В исследовании отмечается, что в I квартале 2022 г. глобальный спрос в среднем составил 99 млн б/с, что на 5 млн б/с выше уровня аналогичного периода прошлого года и на 1 млн б/с меньше, чем в IV квартале 2021 г. Новая вспышка коронавируса в начале этого года не отразилась на спросе, в то время как снятие пандемийных ограничений и стимулирующие меры привели к значительному росту мобильности и производственной активности. Резкий рост цен на газ в зимний период в Европе и Азии создал дополнительный спрос на нефть как альтернативный энергоноситель, указывают аналитики КПМГ.

Цены на все виды энергоносителей начали расти еще в 2021 г., но на фоне специальной военной операции (СВО) на Украине достигали пиковых значений. 8 марта котировки эталонного сорта Brent достигали $123 за баррель, WTI – $115 за баррель. По данным биржи ICE, 25 апреля июньский (ближайший) фьючерс Brent стоил $101 за баррель, WTI – $96,6 за баррель.

Авторы обзора КПМГ также отмечают, что спрос на нефть продолжает смещаться в страны, не входящие в ОЭСР, доля которых в мировом потреблении нефти выросла с допандемийного 2019 года на 2 процентных пункта (п. п.) и на 7 п. п. за 10 лет – до 54%. «Ожидается, что потребление нефти со стороны стран, не входящих в ОЭСР, будет основным драйвером спроса», – подчеркивается в исследовании.

Сейчас на фоне антироссийских санкций одним из основных трендов глобального рынка назывался отказ части традиционных потребителей российской нефти от новых закупок. Это приводило к появлению дисконта: он доходит до $30 на баррель Urals относительно Brent, хотя на фоне стабильно высоких цен на этот эталон котировки Urals также достаточно выгодны, отмечали ранее аналитики.

Цены на все виды энергоносителей начали расти еще в 2021 г., но на фоне специальной военной операции (СВО) на Украине достигали пиковых значений

В январе ОПЕК в отчете дала три сценария роста спроса на нефть в 2022 г., один из которых предусматривал 102 млн б/с. Международное энергетическое агентство (МЭА) в феврале оценивало спрос по итогам года в 100,6 млн б/с, но в марте в связи с СВО прогноз был понижен до 99,7 млн б/с. В апрельском обзоре МЭА снова снизила прогноз до 99,4 млн б/с. В апреле управление энергетической информации США (Energy Information Administration, EIA) приводило оценку, согласно которой по итогам 2022 г. мировой спрос на нефть составит 102 млн б/с.

При этом в марте МЭА предполагало, что добыча в России в этом году упадет почти на 30% до 7,1 млн б/с. В апреле падение добычи в РФ составит, по прогнозу МЭА, 1,5 млн б/с к мартовскому уровню («Ведомости» писали об этом 13 апреля). В 2021 г., по данным ЦДУ ТЭК, среднесуточная добыча в России составила 10,5 млн б/с.

По мнению руководителя международной практики KPMG Антона Усова, такой исход [как прогнозировало МЭА] возможен, но более близок к пессимистичному. «Отрасль скорее найдет способ переориентировать грузопотоки с более дорогой логистикой, так как восполнить выпадение таких объемов в краткосрочной перспективе невозможно», – полагает эксперт.

По оценкам Альфа-банка, мировой спрос на нефть в текущем году составит немногим более 100 млн б/с, говорит старший аналитик банка Никита Блохин. Он отметил, что в обзоре от 12 апреля аналитики ОПЕК пересмотрели прогноз в сторону уменьшения мирового спроса: теперь картель полагает, что он в среднем составит порядка 100,5 млн б/с по итогам года. Аналогичным образом поступили и в МЭА, где ожидают замедления роста спроса на нефть до 99,4 млн б/с в 2022 г. в условиях дальнейшего снижения поставок российского сырья. По оценке агентства, оно может уже в мае составить порядка 3 млн б/с.

В Альфа-банке не согласны с такой оценкой, по мнению Блохина, снижение спроса на российскую нефть со стороны европейских потребителей не приведет к столь резкому сокращению добычи, которое в среднем по году может составить около 0,3–0,5 млн б/с. В случае негативного сценария, предполагающего частичное или же поэтапное нефтяное эмбарго [на российскую нефть] со стороны ЕС, постепенное перенаправление экспортных потоков Urals на азиатские рынки позволит сохранить российскую добычу на уровне 2021 г. – в размере 10,5 млн б/с, заключает эксперт.

В сложившейся сложной геополитической ситуации любые прогнозы носят характер спекуляций, подчеркивает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Тем не менее, по оценке эксперта, даже при самом негативном для России сценарии и сложностях с переориентацией поставок на азиатские рынки добыча нефти в РФ не упадет сильнее чем на 15%.