Минтранс предложил вывести самолеты из категории недвижимого имущества

Это позволит российским судам рассматривать споры о правах на авиационную технику
Российский закон традиционно относит морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты к недвижимости по ст. 130 ГК РФ, хотя они не имеют «классических» признаков недвижимого имущества
Российский закон традиционно относит морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты к недвижимости по ст. 130 ГК РФ, хотя они не имеют «классических» признаков недвижимого имущества / Максим Стулов / Ведомости

Совет при президенте по кодификации обсудил инициативы Минтранса, которые на законодательном уровне меняют регулирование работы авиации в России. «Ведомости» ознакомились с заключением. Минтранс, как следует из представленных в совет документов, предложил исключить из ст. 130 Гражданского кодекса упоминание воздушных судов (ВС) как вида недвижимости, подлежащего госрегистрации. В Воздушном кодексе предлагается убрать упоминание о необходимости госрегистрации самолетов. Сейчас право собственности и иные вещные права на воздушные и морские суда, подлежащие госрегистрации, определяются законодательством страны, где они зарегистрированы. Ведомство предлагает эту привязку отменить изменениями в ст. 1207 ГК.

Минтранс объясняет поправки необходимостью «облегчения оборота гражданских воздушных судов как объектов гражданских прав» в юрисдикции России. С этой целью предлагается в том числе устранить существование «дублирующей регистрации» ВС и отменить обязательную регистрацию прав собственности, аренды, лизинга и т. д. «Ведомости» направили запрос в Минтранс.

Именно авиатранспорт стал одной из наиболее пострадавших отраслей российской экономики из-за санкций США и Евросоюза, последовавших в адрес России после начала специальной военной операции на Украине. К 28 марта европейские лизингодатели должны были расторгнуть договоры аренды самолетов с российскими авиакомпаниями, а те, в свою очередь, вернуть ВС их владельцам. Кроме того, санкциями было запрещено продавать ВС и запчасти к ним российским перевозчикам, а также проводить ремонт и оказывать любые страховые услуги. Большинство иностранных самолетов отечественных эксплуатантов остались в России и были переведены в национальный реестр, но потеряли возможность летать за рубеж без гарантий принимающей борт стороны о неприкосновенности самолета.

Зачем это надо

Юрист юридической фирмы Secretan Troyanov Schaer Николай Бобринский говорит, что речь идет о новых мерах по «национализации» гражданского воздушного флота, которые последовали в качестве ответа на санкции против российской гражданской авиации. Вероятная цель поправок, по словам юриста, – ограничить средства правовой защиты, доступные иностранным собственникам самолетов, которые были включены в национальный реестр ВС. Впрочем, разработка таких поправок, как указывают авторы, шла в рамках законотворческого плана правительства на 2022 г., утвержденного в конце 2021 г.

Российский закон традиционно относит морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты к недвижимости по ст. 130 ГК РФ, хотя они не имеют «классических» признаков недвижимого имущества – прочную связь с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению, отмечает партнер коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина.

В результате такого регулирования на них распространяется особый режим учета прав – внесение их в ЕГРП, объясняет юрист: «Это обеспечивает максимальную защиту прав собственников и стабильность оборота в отношении данных объектов. Отмена указанного режима регистрации может привести к отказу инвесторов от участия в лизинговых схемах в отношении объектов воздушного транспорта, которые обычно используются в этой сфере». Существующая сейчас система регистрации, по ее словам, позволяет оповестить приобретателя о наличии залога, а также снижает риски двойных продаж.

Признание ВС движимым имуществом позволит российским судам признавать свою компетенцию по рассмотрению споров о правах на них независимо от их национальности (страны регистрации), говорит Бобринский. Ранее, по его словам, российские суды отказывались рассматривать иски о правах на самолеты, находящиеся в зарубежном реестре, ссылаясь на то, что это иностранная недвижимость и оснований для компетенции российского суда нет. При принятии поправок Минтранса практика может измениться, считает Бобринский. «А отмена коллизионной нормы об определении применимого права при рассмотрении споров о правах на воздушные суда, по-видимому, позволит российским судам применять законодательство РФ, включая «антисанкционные» нормы о запрете возврата самолетов лизингодателям, независимо от наличия регистрации самолета в иностранном реестре», – резюмирует юрист.

Инициатива Минтранса направлена на упрощение процедуры регистрации ВС в России, говорит источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний. По его словам, эта норма понадобится, когда спустя какое-то время у российских авиакомпаний возникнет потребность обновить парк ВС иностранного производства. Российские власти неоднократно заявляли, что хотят сами контролировать поддержание норм летной годности судов, которые используют отечественные эксплуатанты, напоминает собеседник. Он считает это желание законным, поскольку в других странах самолеты в основном зарегистрированы в национальных реестрах. К тому же, по его словам, все используемые в РФ зарубежные самолеты сертифицируются для России. 

Вместе с законопроектом должны быть изданы подзаконные акты, регламентирующие стандарты технического обслуживания судов, рассуждает собеседник «Ведомостей». «Но западные страны не доверяют российской системе контроля, и лизингодатели отказываются прописывать самолеты в российском реестре. Наша система контроля действительно отличается от принятой там. У США и стран ЕС есть соглашение о взаимопризнании норм летной годности самолетов. Подобного соглашения с Россией у них нет. Его наличие автоматически снимало бы вопрос перевода судов в реестр РФ», – говорит источник. 

С одной стороны, регистрация самолетов в российском реестре позволит зарубежным лизингодателям обращаться в российские суды для оспаривания прав на воздушное судно, отмечает он. По его словам, раньше арбитражи отказывались брать такие дела к рассмотрению, если лизингодатель хотел изъять самолет у российского эксплуатанта, потому что недвижимость зарегистрирована за рубежом. В реальности же, если в российском законодательстве будет норма, не позволяющая отечественной авиакомпании эксплуатировать судно, зарегистрированное за рубежом, многие лизингодатели могут отказаться от работы с эксплуатантами из РФ. Либо будут завышать арендные платежи в качестве премии за риск, отмечает источник.

Возражения совета

В целях минимизации санкций в марте уже были приняты поправки в Воздушный кодекс и другие законы, которые дали полномочия правительству устанавливать особенности госрегистрации полетов гражданских воздушных судов в национальном реестре, а также госрегистрации прав на воздушные суда, напоминают эксперты Совета по кодификации. Это было связано с тем, что иностранные авиационные власти по месту регистрации воздушных судов отказали российским перевозчикам в поддержании летной годности воздушных судов по месту их регистрации. Впрочем, согласно заключению совета, такие проблемы носят чрезвычайный, но временный характер, поэтому достаточно уже принятого в марте закона. Эксперты президентского совета считают, что поддержка такой инициативы в дальнейшем отрицательно повлияет на положение и защищенность субъектов гражданского оборота – как правообладателей воздушных судов, так и их кредиторов. 

К примеру, отмечают эксперты, Минтранс обосновывает исключение самолетов из перечня недвижимого имущества тем, что они по своим физическим свойствам не относятся к такому имуществу. «Безусловно, признание летающих объектов недвижимым имуществом может показаться спорным правовым решением, не соответствующим существу этих объектов», – говорится в заключении, но режим владения, пользования и распоряжения самолетами «намного более схож с режимом недвижимого, чем с режимом движимого имущества». Основная характеристика такого правового режима – возникновение прав на имущество только с момента их госрегистрации. 

Важным правовым последствием госрегистрации прав на суда является доведение до всеобщего сведения информации об их обременении. К залогу воздушных судов применяются правила о залоге недвижимого имущества – это позволяет защиту интересов залогодержателей или покупателей самолетов перед заключением договоров купли-продажи. Полный отказ от института госрегистрации прав на воздушные суда в совете называют «решительным разворотом гражданско-правового режима воздушных судов». Для этого, как следует из заключения, не представлены достаточные обоснования и инструменты, в том числе для защиты интересов лиц, которые совершают сделки с воздушными судами. 

В связи с этим Совет при президенте по кодификации рекомендовал не поддерживать инициативы Минтранса. Заключение совета имеют рекомендательный, но не обязывающий характер. Они направляются президенту, правительству и в парламент. 

Председатель совета и глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников не ответил на звонки «Ведомостей». Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев сказал, что не комментирует законопроекты, которые не внесены в Госдуму.