МТС отказалась от развития сервиса экспресс-доставки продуктов

Сегмент инвестиционно перегрет, и игроки будут отказываться от увеличивающих чек опций
Рынок сервисов доставки еды находится в стадии «кровавого океана»
Рынок сервисов доставки еды находится в стадии «кровавого океана» / Максим Стулов / Ведомости

МТС остановила проект сервиса экспресс-доставки продуктов из близлежащих магазинов, о запуске которого компания сообщала летом 2020 г. «Проект был актуален во время пандемии, в данный момент он закрыт», – сообщил «Ведомостям» представитель мобильного оператора. Он не стал уточнять, когда именно сервис перестал работать и какое на тот момент у него было число пользователей и подключенных магазинов.

Сейчас объем рынка сервисов доставки продуктов в России составляет более 380 млрд руб. (данные Infoline за 2021 г.). Более 220 млрд руб. из этой суммы обеспечивают продажи на сервисе «Сбермаркет» (оборот – 58,6 млрд руб.), цифровых сервисах X5 Group «Перекресток впрок», «Перекресток быстро», «Пятерочка.Доставка» (47,9 млрд руб.), «Вкусвилл» (51,7 млрд руб.), «Самокат» (41,8 млрд руб.) и «Яндекс.Лавка» (27,2 млрд руб.).

Сервис экспресс-доставки продуктов из небольших магазинов летом 2020 г. МТС запускала совместно с сервисом сравнения цен Rate & Goods. На базе этого сервиса проект тогда работал в нескольких районах Москвы и городах Подмосковья, сообщал оператор. Сервис позиционировался как продукт, который поможет малому бизнесу составить конкуренцию крупным компаниям на рынке доставки продуктов. В то же время МТС со своей стороны предоставляла только IT-платформу, а систему доставки продуктов магазины должны были «организовать самостоятельно, например наняв пешего курьера», отмечалось в сообщении МТС по запуску сервиса.

Опрошенные «Ведомостями» представители компаний на рынке ритейла не слышали о проекте МТС. Представитель Metro Cash & Carry, которой принадлежит франчайзинговая сеть магазинов у дома «Фасоль», «не припомнил работу с этим сервисом». Представители X5 Group и «Магнита» не ответили на запрос. Но источник в одной из крупных сетей, развивающих формат магазинов у дома, отметил, что все крупные игроки рынка ритейла достаточно давно развивают свои цифровые платформы, чтобы не пользоваться сторонними.

«Это был стартап, запущенный в период пандемии на волне интереса к e-grocery, он так и не стал полноценным и востребованным сервисом», – констатирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, вопрос доставки для несетевых магазинов является проблемой из-за «неконкурентоспособного в доставке ассортимента и цен, а также дефицита и высокой стоимости курьеров», причем цена курьерской доставки выросла в последнее время. Эксперт добавил, что такой подход к онлайн-ритейлу, ориентированный на локальных игроков, подходит скорее для нишевых магазинов с уникальным ассортиментом, например для фермерских продуктов, уникальных кондитерских изделий или сухофруктов. В то же время для них более эффективным является продвижение в социальных сетях, а платформа от МТС, по мнению Бурмистрова, «не создавала для них значимой ценности».

Рынок сервисов доставки еды находится в стадии «кровавого океана», считает частный инвестор Алексей Басов (в прошлом инвестиционный директор Российской венчурной компании). Большое число игроков на разных стадиях развития составляют огромную конкуренцию в борьбе за пользователя, поясняет он. «Этот сегмент сейчас переполнен инвестиционными деньгами, конкурентами, работать на нем очень дорого», – добавил Басов. По его словам, такая картина наблюдается не только в России, но и во многих странах мира.

Также не способствует развитию сегмента и конъюнктура рынка в России, добавляет Басов. Он поясняет, что речь идет об общем сокращении затрат населения, росте стоимости продуктов и уменьшении способности покупателей к оплате дополнительных опций сервиса, увеличивающих сумму чека. «Это три фундаментальные причины, уменьшающие привлекательность этого сегмента даже в глазах крупных частных компаний, какой является МТС», – резюмировал эксперт.