Участники фармрозницы пожаловались на внеплановые проверки со стороны прокуроров
Они приводят к штрафам, из-за чего многие аптеки могут закрытьсяСаморегулируемая организация (СРО) «Ассоциация независимых аптек», объединяющая (совместно с Альянсом фармацевтических ассоциаций) представителей 23% розничного фармрынка, или более 15 000 аптечных объектов в России, попросила Генпрокуратуру проконтролировать законность и обоснованность решений районных и областных прокуратур по итогам проверок минимального ассортимента лекарств. «Ведомости» ознакомились с копией письма, которое она отправила на имя генерального прокурора Игоря Краснова. Представитель Генпрокуратуры подтвердил получение обращения, сообщив, что оно находится на рассмотрении.
Одной из мер господдержки бизнеса в условиях санкций является мартовское постановление правительства, которое устанавливает мораторий на плановые и вводит ограничения на внеплановые проверки, пишет СРО в своем письме. Вместе с этим сотрудники прокуратуры в регионах начали активные внеплановые проверки аптек по соблюдению минимального ассортимента лекарств.
Результаты таких проверок приводят к решениям, которые, по мнению представителей СРО, «находятся вне рамок действующего законодательства и в дальнейшем тиражируются по всей стране». В частности, аптеки привлекают к административной ответственности из-за отсутствия позиций, указанных в перечне минимального ассортимента лекарств, хотя на самом деле все препараты из этого списка есть в наличии.
Представители фармрозницы предполагают, что проблема кроется в незнании или ошибочных трактовках узко специализированных норм и терминологии, а именно: происходит подмена понятий «международное непатентованное наименование лекарственного средства» (МНН) и «торговое наименование лекарственного средства».
В первом случае это название действующего вещества фармацевтической субстанции, входящей в состав лекарства, во втором же это само название препарата, которое ему дал разработчик. Согласно постановлению правительства, минимальный ассортимент формируется исходя из МНН. Для соблюдения закона в аптеках должен присутствовать, к примеру, «висмута трикалия дицитрат», который в фармрознице может как иметь такое же название от производителя «Крон», так и продаваться под другими брендами – например, «Новобисмол» от производителя «Алиум», пишет в своем письме организация. Эта проблема подтверждается и материалами арбитражных дел. Компании «Фарма-торг» был назначен штраф в размере 100 000 руб. за отсутствие ацетилцистеина и раствора парацетамола, хотя в аптеке продавались препараты АЦЦ и «панадол», имеющие точно такие же действующие вещества.
В ассоциации считают, что решения на основании таких данных должны быть признаны неправосудными. Представитель Генпрокуратуры сообщил, что она не располагает данными о необоснованном привлечении аптек к ответственности за несоблюдение требований о минимальном ассортименте. Запросы «Ведомостей» в Минздрав и Росздравнадзор остались без ответов.
Сотрудники прокуратуры в подтверждение своей позиции ссылаются на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022, в котором сказано о привлечении фирмы «Фарма-торг» за правонарушение по заявлению прокурора Нейской межрайонной прокуратуры Костромской области. Несмотря на то что российская система права не является прецедентной, применение законодательства должно быть единообразным, поясняет руководитель практики административного и уголовного права Amulex Любовь Шебанова. То есть, по ее словам, любое решение суда может быть использовано для обоснования позиции как должностными лицами, так и лицами, привлекаемыми к ответственности.
Прокуратура пользуется сложностями терминологии, требуя от аптек предоставлять в рамках проверок препараты с торговыми наименованиями, аналогичными МНН из минимального аптечного ассортимента, поясняет глава практики фармацевтики и здравоохранения CMS International B.V. Всеволод Тюпа. Хотя, по его словам, МНН сами по себе лекарствами не являются, по одному международному непатентованному наименованию может проходить 5, 10 или даже 50 препаратов. По его мнению, это не самая добросовестная практика контролирующих органов, особенно учитывая, что не по каждому МНН есть лекарства, торговые наименования которых полностью совпадают с международным непатентованным.
Увеличение количества подобных дел произошло с началом пандемии в 2020 г., рассказывает Тюпа. Он не исключает их всплеска из-за широкого обсуждения вопроса доступности препаратов в аптеках. Однако назвать точные цифры он затруднился, пояснив это тем, что из-за процессуальных сроков по проведенным проверкам некоторые судебные заседания могли еще не состояться. В 2021 г. в одном из похожих дел аптека даже предоставила письменный ответ Минздрава на частный запрос одной фармацевтической ассоциации, добавил он. Из него следовало, что министерство поддерживает позицию аптечной организации в том, что в минимальном аптечном ассортименте указываются именно МНН. И, следовательно, поддерживать такой ассортимент нужно в рамках МНН, а не по совпадающим торговым наименованиям. По его словам, помочь переломить сложившуюся практику могли бы разъяснения регулятора хотя бы в виде информационного сообщения на официальном сайте.
Аптечная сеть «Ригла» не зафиксировала повышенного внимания со стороны контролирующих органов к работе аптек, а число внеплановых проверок осталось прежним, рассказал ее генеральный директор Александр Филиппов. Представители двух крупных федеральных аптечных сетей также утверждают, что они не сталкивались с проблемой некорректно проводимых проверок.
Для юридического лица штрафы за несоблюдение минимального ассортимента составляют от 100 000 до 200 000 руб., что негативно отражается на деятельности аптек, которые сейчас сталкиваются еще и с нехваткой оборотных средств, необходимостью делать закупки по предоплате и кассовыми разрывами, говорит директор СРО «Ассоциация независимых аптек» Виктория Преснякова. Помимо этого, по ее словам, несмотря на рост продаж во время ажиотажного спроса, серьезного увеличения выручки не произошло, так как компании инвестировали в запасы лекарств от коронавируса, которые теперь оказались невостребованными. Особенно сложно приходится небольшим аптекам в отдаленных и труднодоступных местностях, которые вообще редко бывают рентабельными, добавила Преснякова. Всего в России работает 65 500 аптек, сообщили в аналитической компании DSM Group. Назвать точное количество точек фармрозницы, работающих на удаленных территориях, не смогли ни аналитики DSM Group, ни Преснякова.