Владельцы рефрижераторных вагонов предупредили о риске остановки перевозок скоропорта
Заказывать в Китае рефконтейнеры сейчас дорого, а российских аналогов пока нетАссоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС) от имени президента Михаила Синева направила письмо премьеру Михаилу Мишустину, в котором предупредила о риске остановки рефрижераторного оборудования, используемого для перевозки продуктов и скоропортящихся грузов. Копия письма есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердили в АСОРПС.
По мнению ассоциации, риски возникли из-за сложностей с сертификацией и ввозом рефконтейнеров и хладагентов (фреон марок R134a и R404а) из-за новых правил импорта. С 18 апреля вступили в силу правила ввоза в ЕАЭС гидрофторуглеродов, в том числе хладагентов, теперь их импорт надо лицензировать. В 2020 г. правительство РФ ратифицировало Монреальский протокол к Венской конвенции по веществам, разрушающим озоновый слой. АСОРПС просила Мишустина исключить из списков разрушающих озоновый слой товаров рефконтейнеры и китайский фреон двух марок.
Сейчас для получения сертификата необходимо ввезти в Россию и предоставить единичный образец контейнера, а остальная партия контейнеров будет находиться на заводе. Но единичный образец заводы не изготавливают, а берутся за контракты на десятки единиц. При этом рефконтейнеры зарубежных перевозчиков с аналогичными хладагентами, прибывающие в Россию, от сертификации освобождены и свободно перемещаются по ЕАЭС, пишут в АСОРПС. «Таким образом, регулирование создает неравноправные условия на рынке», – подчеркивает ассоциация.
Обычный рефконтейнер с централизованным внешним энергоснабжением стоит около $20 000, рост цены в последнее время – 20–25%. Автономный контейнер стоит около $50 000, отметил президент АСОРПС. «Рефконтейнеры дорожают из-за изменения курсов юаня и доллара. Когда юань усиливается относительно доллара, то долларовая цена растет. Другой очень важный фактор – это изменение стоимости металла», – говорит Синев.
Производство 90% марок фреона для рефоборудования сконцентрировано в Китае. Относительно 2021 г. цена на хладагент выросла в 5 раз, начались проблемы с его наличием у поставщиков в России, заметил Синев.
В 2020 г. 13,6-килограммовый баллон R134a и 10,9-килограммовый баллон R404а стоили примерно одинаково – около 3700 руб. В 2021 г. цена баллона была уже 7700 руб., а в марте 2022 г. – 29 000 руб. В Китае отпускная цена за баллон чуть меньше – $50 и не у самого крупного поставщика. На итоговую цену в России влияют перекупщики, пояснил Синев.
Что возят в рефрижераторных вагонах
В 2021 г. по сети РЖД в рефконтейнерах перевезено свыше 93 400 TEU (эквивалент 20-футового контейнера), что на 31% больше, чем в 2020 г. В январе – марте 2022 г. – 27 300 TEU (+34% к I кварталу 2021 г.). В марте 2022 г. – свыше 10 200 TEU (+29% к марту 2021 г.). Погрузка на железной дороге одного из основных рефгрузов – рыбы – в 2021 г. составила 746 600 т (+40% к 2020 г.). Из этого в изотермических вагонах перевезено около 38% рыбной продукции (287 200 т), еще 62% (459 400 т) в рефконтейнерах. Более 95% перевозки рыбы идет из Приморья на запад.
Также при импорте контейнеров платится пошлина в 10% от таможенной стоимости рефконтейнеров, зависящей от курса ЦБ, и 20% НДС. ЕЭК временно обнулила пошлину на иностранные контейнеры для российских компаний, произведенные с 28 марта по 30 сентября 2022 г. Но это не коснулось рефконтейнеров. АСОРПС также просила до конца 2022 г. обнулить пошлину и отменить обязанность уплаты НДС.
Синев уточнил, что 30–40% стоимости контейнера – это пошлина, НДС, расходы на брокера. По его словам, АСОРПС выступает за поддержку российского производства рефконтейнеров, но пока не может рассчитывать на отечественного производителя для закрытия дефицита парка.
В «Дальрефтрансе» (входит в FESCO), имеющем самый крупный парк рефконтейнеров в России в 3300 единиц, поддерживают инициативу АСОРПС и считают все эти меры своевременными. «Они позволят поддержать операторов рефконтейнеров, которые занимаются перевозками таких значимых грузов, как продукты питания», – сказал гендиректор компании Андрей Гречкин.
По словам гендиректора «Рефагротранса» Темира Жолдасова, в России делают только корпуса контейнеров, холодильная установка импортная. «Для запуска комплексного производства необходимо время, чтобы посмотреть, как опытная партия контейнеров будет работать на линии в разное время года», – пояснил он. Участники рынка оценивают этот срок в 3–5 лет. Нужно будет выстраивать программу обучения, создавать резервы запчастей, сервисные центры, иначе российская установка будет ограничена в эксплуатации: в китайском порту никто не сможет контейнер починить, добавил Синев.
«Омсктрансмаш» (входит в «Уралвагонзавод», УВЗ) планирует запустить в 2023 г. единственное в России производство рефконтейнеров плановой мощностью 300 контейнеров в год с перспективой расширения до 500, сообщал ТАСС 19 апреля. Для сравнения: китайская CIMC изготавливает порядка 300 000 рефконтейнеров в год. В УВЗ на запрос «Ведомостей» не ответили.
По словам президента транспортно-экспедиторской компании «Таскор-21» Виталия Момота, НДС в 20% на импорт рефконтейнеров появился после того, как УВЗ выиграл тендер Минпромторга на разработку отечественного аналога рефконтейнера для защиты российского рынка. Объем парка рефконтейнеров в России – около 6700, за 2020–2021 гг. российские компании купили около 1500 шт. По словам Момота, даже на максимальной мощности «Омсктрансмаш» не закроет потребность рынка в рефконтейнерах, которая составляет 1500 единиц в год.
Российский производитель должен не пытаться создать альтернативу или замену массовому контейнеру, производимому, например, в Китае, а сконцентрироваться на нишевых продуктах, считает Синев. Он привел в пример автономные рефконтейнеры: «Их область применения будет в основном внутри России. Они дороже, но это позволит занять нишу пока еще не очень распространенных у нас автономных контейнеров».
По мнению партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерины Токаревой, исключение рефконтейнеров и фреона из списков товаров, содержащих озоноразрушающие вещества, возможно, будет нарушением со стороны России Монреальского протокола. По ее словам, целесообразно упрощать порядок импорта данных товаров и исключить их из списка товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза в ЕАЭС. «Это подразумевает отмену необходимости лицензии», – пояснила она. Также необходимо предоставить импортерам льготы и преференции по уплате таможенных платежей, говорит Токарева.
По закону ЕАЭС льготы по уплате пошлины могут предоставляться не только в случаях, установленных договором, но и на основании решений ЕЭК. Освобождение от НДС также возможно, считает Токарева, но это потребует изменения налогового законодательства.
Представитель ФТС говорит, что вопросы нормативно-правового регулирования в сфере охраны атмосферного воздуха отнесены к компетенции Минприроды. Представитель Минприроды пояснил, что услугу по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции оказывает Росприроднадзор. Там на момент публикации материала на вопросы «Ведомостей» не ответили.
«Ведомости» также направили запросы в пресс-службу правительства, Минтранс и Минпромторг.