Автоперевозчики просят пускать иностранные фуры только для перегрузки

Без вмешательства властей отрасль ждет транспортный коллапс, предупреждают эксперты
Ведомости
Ведомости

Ассоциация «Грузавтотранс» (объединяет компании, занимающиеся дальними автомобильными грузоперевозками) предложила премьеру Михаилу Мишустину не вводить полный запрет на доставку импортных товаров в РФ автотранспортом. «Ведомости» ознакомились с письмом, его отправку премьеру подтвердили в ассоциации.

Фурам из стран Евросоюза (ЕС) нужно сохранить возможность доставлять товары до таможенных пунктов РФ, но право на транспортировку по территории страны должны иметь только российские перевозчики, пишет президент ассоциации Владимир Матягин.

ЕС перестал пропускать автотранспорт, зарегистрированный в России и Белоруссии, на свою территорию с 9 апреля («Ведомости» писали об этом 10 апреля). Исключение сделали лишь для отдельных категорий товаров, в том числе фармацевтической и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей. Фуры, находящиеся на территории ЕС, должны были покинуть ее до 16 апреля.

6 апреля, еще до принятия пятого пакета санкций ЕС (он предполагает в том числе запрет на въезд российских фур в ЕС), замминистра иностранных дел РФ Александр Грушко заявил журналистам, что Москва примет ответные зеркальные меры. «Конечно, мы примем ответные меры, разработаем соответствующие с тем, чтобы защитить наши законные интересы в экономической и в иных сферах», – сказал Грушко (цитата по «Интерфаксу»). Вариант зеркального ответа уже обсуждается в Минтрансе, утверждает источник «Ведомостей», знакомый с планами ведомства. В Минтрансе не ответили на запрос, так же поступили в пресс-службе правительства.

«Грузавтотранс» считает, что полный запрет на доставку товаров из ЕС автотранспортом только навредит российскому перевозочному бизнесу. Нужно лишь ограничить возможность иностранных компаний развозить грузы по территории страны, дав им возможность доставлять их до приграничной таможни на территории России, где есть склад временного хранения, считает Матягин. А далее российский перевозчик, «перецепив полуприцеп или перегрузив груз», уже сам довезет его до покупателя. считает он. Это позволит обеспечить работой российские компании, ранее возившие грузы в ЕС, а российских потребителей – иностранными товарами, поясняет представитель «Грузавтотранса».

Руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности логистической компании СДЭК Андрей Побежимов считает решение, предложенное ассоциацией, «вполне рабочим». В частности, по его словам, это позволит не менять транспортные схемы и места таможенного оформления грузов. «В идеале, конечно, перецеплять полуприцепы – это позволит сократить расходы на погрузо-разгрузочные работы, время в пути и бой груза. Если система подобного взаимодействия через склады временного хранения на границах будет отлажена хорошо, то убытки [российским транспортным компаниям из-за закрытия границ] могут быть покрыты хотя бы частично», – пояснил Побежимов.

Источник «Ведомостей» в компании-перевозчике уточняет, что из-за запрета ЕС невостребованными могут остаться более 40 000 транспортных средств. Он напомнил, что в Белоруссии уже ввели зеркальные меры против перевозчиков из ЕС, но российские власти поступить так же «не спешат». Минск запретил автомобилям, зарегистрированным в ЕС, пересекать границу Белоруссии с 16 апреля, следует из официального сообщения минтранса страны. Фурам можно будет проезжать только через «определенные пункты пропуска в специально установленные места для грузовых операций и перецепки».

Побежимов надеется, что российские власти и европейские перевозчики согласятся работать по схеме, которую предложил «Грузавтотранс», иначе пострадает не только российская экономика, но и «экономика большинства европейских стран, связанных с Россией экспортом и импортом». «Подобная схема работы у нас уже отлажена на русско-китайской границе из-за пандемии коронавирусной инфекции для минимизации контактов. Конечно, она неудобная, но позволяет продолжать работать всем участникам бизнес-процессов», – пояснил он.

Не на всех пунктах пропуска есть склады временного хранения, что ограничит количество возможных мест доставки, а там, где они есть, могут возникнуть пробки из-за большого числа грузовиков, как в ЕС, так и в РФ, предупреждает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, решение, предложенное ассоциацией, «выглядит наиболее сбалансированным» в текущей ситуации. «Если ввести полный запрет для европейских автоперевозчиков по примеру Белоруссии, то это приведет к транспортному коллапсу, а ответ на столь жесткие меры со стороны России, скорее всего, последует», – говорит он.

Основным риском в предложенной «Грузавтотрансом» схеме Бурмистров считает удорожание сдвоенной перевозки с перетаркой грузов для заказчиков. Эксперт подчеркивает, что расходы российских грузовладельцев, которые с марта вынуждены пользоваться услугами иностранных перевозчиков для доставки товаров в/из ЕС, уже выросли в 2–2,5 раза. «Поскольку альтернативы им нет, а бензин в Европе дорожает, рост цен на перевозки, вероятнее всего, продолжится», – считает он.

По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, с учетом роста инфляции в Европе стоимость европейских товаров «станет запредельной», так что рисков того, что дешевые европейские товары будут препятствовать импортозамещению, нет. Эксперт добавил, что в связи с этим российским перевозчикам нужно предоставить возможность хотя бы частично компенсировать свои убытки. «На фоне падающего внутреннего потребления любая возможность расширить рынки сбыта будет восприниматься позитивно», – резюмировал он.