«Инвитро» начала продавать БАДы под собственной маркой

Лабораторные сети все чаще используют свои бренды, ставшие известными в пандемию
«Инвитро» не единственная лабораторная сеть, которая хочет заработать на продаже БАДов
«Инвитро» не единственная лабораторная сеть, которая хочет заработать на продаже БАДов / Александр Кряжев / РИА Новости

Группа компаний «Инвитро», специализирующаяся на лабораторной диагностике и медицинской помощи, начала продавать биологически активные добавки (БАД) под собственной торговой маркой. Об этом «Ведомостям» сообщил ее директор по продажам Филипп Сапронов. По его словам, на первом этапе компания предложит линейку БАДов, состоящую из шести позиций: она включает в себя витаминные комплексы и отдельные продукты с цинком, магнием и D3.

В дальнейшем ассортимент в этом сегменте планируется расширить. Запуск продажи БАДов Сапронов объясняет продолжением развития собственной торговой марки, которая уже включает тесты для самовзятия биоматериала, антисептики, медизделия, косметические средства и проч. Выпускать их планируется на площадках отечественных производителей «Квадрат-С», «Скальный» и «В-мин+», а продавать – более чем в 1300 собственных медицинских офисах и интернет-магазине «Инвитро», а также на площадках маркетплейсов Ozon и «Яндекс.Маркет».

Инвестиции в запуск проекта Сапронов не раскрыл. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает затраты на это в 5–10 млн руб. Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов считает, что компания могла вложить в создание линейки БАДов больше – 12–18 млн руб.

«Инвитро» и раньше предлагала своим клиентам БАДы, но сторонних производителей. Это первый случай, когда частная медицинская компания запускает собственную торговую марку, ранее это делали только аптеки и ритейлеры, говорят Бурмистров и генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк. Первый полагает, что лабораторные сети хотят дополнительно монетизировать бренды, ставшие известными во время пандемии, и занять часть внушительной доли американской iHerb, которая приостановила работу в России из-за санкций. За счет реализации БАДов «Инвитро» хочет повысить рентабельность на фоне падающего спроса на COVID-тесты, добавляет Беспалов. Именно поэтому, по его мнению, компания вряд ли будет пытаться конкурировать с кем-то из крупных игроков. В ближайшие 1–2 года продажи добавок будут приносить группе не более доли процента в общей выручке, думает эксперт.

«Инвитро» не единственная лабораторная сеть, которая хочет заработать на продаже БАДов. В мае этим же займется и «Лабквест», сообщила «Ведомостям» заместитель генерального директора компании Ирина Артюшина. По ее словам, она будет реализовывать такую продукцию через медицинские офисы с сохранением торговой марки производителя, но с добавлением своего бренда, в данный момент она подбирает партнера. «Хеликс» и «Гемотест» пока не планируют запускать продажу БАДов, сказали представители этих лабораторных служб.

За счет роста популярности добавок во время пандемии COVID-19, развития собственных торговых марок и онлайн-площадок БАДы стали самой быстрорастущей категорией среди всего аптечного ассортимента, говорится в отчете DSM Group. В 2021 г. их розничные продажи увеличились на 11,3% в годовом выражении до 85,6 млрд руб. В натуральном выражении рост составил 0,9% до 341 млн упаковок. Причем последние три года емкость рынка в упаковках почти не меняется: прирост составляет 1–2% в год. Собственные торговые марки в 2021 г. занимали около 9% аптечных продаж добавок в упаковках и около 5% в рублях. При этом маржинальность собственных торговых марок вдвое выше, чем у обычных БАДов, следует из отчета DSM Group.

Концентрация производителей в сегменте пищевых добавок довольно высокая – топ-20 компаний занимает 62,1% рынка. В 2021 г. лидером стала компания «Эвалар» с выручкой 13,8 млрд руб. и долей 16,2%. Далее следуют Solgar Vitamin and Herb (6,1 млрд руб. и 7,2%), PharmaMed (4,5 млрд руб. и 5,3%) и «Квадрат-С» (3,3 млрд руб. и 3,8%).

Долю продаж iHerb на российском рынке часто преувеличивают, говорит Шуляк. Он оценивает ее примерно в 5–6 млрд руб. в 2021 г. Тем не менее с приостановкой деятельности iHerb в стране эта ниша будет казаться привлекательной все большему числу компаний, думает Бурмистров.