«Самокат» с середины марта закрыл бизнес в 15 городах

Оператор доставки уходит из небольших населенных пунктов из-за недостаточной эффективности бизнеса
«Самокат» – один из крупнейших в России сервисов экспресс-доставки еды/ Максим Стулов / Ведомости

Оператор экспресс-доставки еды «Самокат» приостановил работу в 15 городах России с середины марта, рассказали «Ведомостям» источники на рынке и подтвердил представитель компании. «Сервис «Самокат» начал сворачиваться в регионах», – сообщил «Ведомостям» источник среди акционеров сервиса. Он предположил, что это может говорить о возможной готовности «Сбера» закрыть этот проект. О закрытии «Самоката» в данный момент речи не идет, возражают два собеседника «Ведомостей» в контролирующих сервис акционерах – «Сбере» и VK.

«Самокат» – один из крупнейших в России сервисов экспресс-доставки еды. По числу доставленных заказов он занимает 2-е место после фудтеха «Яндекса» – «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки», говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. С оборотом в 41,8 млрд руб. с НДС в 2021 г. сервис занимает 4-е место после «Сбермаркета» с 58,6 млрд руб., сервисов доставки еды X5 Group (доставка из «Перекрестка» и «Пятерочки», онлайн-гипермаркет Vprok.ru и экспресс-доставка «Около», объявившая о закрытии в марте) с 52,9 млрд руб. и «Вкусвилла» с 51,7 млрд руб. (данные «Infoline-аналитики»).

«Самокат» закрыл или закрывает точки в Арзамасе (Нижегородская обл.), башкирском Салавате, подмосковных Жуковском, Сергиевом Посаде, Дмитрове, Нахабине, Наро-Фоминске, уральских городах Березовский, Верхняя Пышма, Западный, Каменск-Уральский, Копейск, Краснокамск, Первоуральск, Аксай. Этот список привел «Ведомостям» собеседник среди конкурентов «Самоката». Этих городов нет и на сайте сервиса в числе локаций, где работает «Самокат».

Откуда прикатил «Самокат»

«Самокат» основали в 2018 г. в Петербурге под брендом «Магазинчик» бывшие топ-менеджеры «Магнита» и «Почты России» Вячеслав Бочаров и Родион Шишков. В России сервис представлен ООО «Умный ритейл» (оказывает услуги) и ООО «Умное пространство» (занимается разработкой ПО), которые принадлежат кипрской Roboretail Ltd. Ее основными акционерами являются основатели «Самоката» и СП «Сбера» и VK «О2О холдинг» (в «Самокате» у СП 85%). В «О2О холдинг» входят также Delivery Club, «Кухня на районе», каршеринг «Ситидрайв» и др. В середине марта сервис экспресс-доставки продуктов Buyk, запущенный в США основателями «Самоката», заявил о банкротстве, так как лишился финансирования из-за ограничений на вывод капитала из России.

«Все верно, с середины марта по 4 апреля мы закрыли дарксторы в этих городах», – подтвердил представитель «Самоката». Он добавил, что у компании были и открытия дарксторов в других городах за это время, но называть эти города и указывать число открытых точек не стал. «Это стандартный процесс, он идет постоянно, в этом мы ничем не отличаемся от стандартного ритейлера: если даркстор или магазин не выходит на нужные показатели за определенный период, мы реорганизуем процесс, переводим сотрудников, перестраиваем логистические цепочки и т. д., чтобы наши показатели эффективности оставались на нужном уровне», – объяснил он. Комментировать другие детали по дальнейшему развитию сервиса он отказался.

Представители «Сбера» и VK переадресовали вопросы по «Самокату» в свое СП по развитию фудтеха «О2О холдинг». «Самокат» активно развивается и демонстрирует хорошие показатели. Мы верим в компанию и считаем, что у нее хороший потенциал для дальнейшего роста», – сообщил представитель СП.

«Для такого сервиса, как «Самокат», регионы в целом не генерируют ничего, кроме убытков, поэтому сервис и закрывает сейчас большое число региональных точек», – отметил один из источников «Ведомостей». Он добавил, что команда «Самоката» пытается сейчас «не жечь деньги», потому что дополнительных бюджетов акционеры сервиса ему не выделяют. А на развитие, в том числе в регионах, нужны дополнительные средства, и довольно значительные, резюмировал он.

В интервью «Ведомостям» осенью 2021 г. сооснователь «Самоката» Вячеслав Бочаров сообщал о планах открывать дарксторы в небольших городах. «Мы успешно освоили миллионники и проверили 500-тысячники. Остались 300-, 200-, 100-тысячники. Это те планы, над которыми мы размышляем», – отмечал он. В разговоре с РБК в сентябре 2020 г. Бочаров говорил, что сервис тогда открывал по 20–30 дарксторов в месяц.

По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Умный ритейл» (юрлицо доставки «Самоката») в 2021 г. составила 35,3 млрд руб., а чистый убыток – 9,1 млрд руб. (в 2020 г. – 8,5 млрд и 3,5 млрд руб. соответственно). ООО «Умное пространство» (разработка ПО для «Самоката») в 2020 г. имело выручку 58 млн руб. и 131 млн руб. чистого убытка, данных за 2021 г. пока нет. Оба ООО показывали убытки с момента создания. По данным «Infoline-аналитики», в 2021 г. у «Самоката» число дарксторов превысило 1000 (за год было открыто около 600), а количество городов присутствия увеличилось до 43. 

С начала года этот сервис, как и ряд других среди активов «Сбера» и VK, оказался под пристальным вниманием акционеров, утверждает собеседник «Ведомостей», знакомый с ситуацией в VK. Это внимание, изначально связанное со сменой руководства в интернет-компании, поясняет собеседник «Ведомостей», усилилось в марте, после начала специальной военной операции на Украине. По его словам, ситуацию «сильно усложнил» отъезд в США первого зампреда «Сбера» Льва Хасиса, который активно развивал направление фудтеха.

Информацию об отъезде топ-менеджера в Штаты «Ведомостям» подтвердил сотрудник одной из компаний на рынке ритейла. В середине февраля банк сообщал о решении Хасиса выйти из правления «Сбера» и возглавить новый холдинг банка по развитию электронной коммерции. После этого о деятельности Хасиса официально не сообщалось. «Ведомости» обратились за комментариями к Хасису.

«Компании [сегмента] E-grocery до событий последних месяцев были в большей степени ориентированы на увеличение оборота, ради чего дотировалась доставка и даже покупки», – говорит гендиректор Infoline Иван Федяков. Он напомнил, что и в США, и Китае инвесторы приобретали крупные по капитализации компании, которые даже еще не вышли на окупаемость, только для того, чтобы получить сначала как можно большую долю на рынке, а уже потом прибыль.

«Сейчас же, когда в России практически разрушен фондовый рынок и рынок инвестиций, модель, ориентированная на привлечение инвесторов и продажу, как у «Самоката», Delivery Club и ряда других онлайн-компаний, обречена на провал, – считает Федяков. – Ни российских, ни иностранных инвесторов не заинтересовать такими активами». Таким сервисам нужно «судорожно выходить на самоокупаемость», а это возможно только при большом количестве заказов, которые формируются в спальных районах, в районах с высокой стоимостью площадей, пояснил он. В остальных же районах «просто будет работать меньше сервисов», добавил эксперт. «Поэтому и «Самокат» вынужден менять финансовую модель: оставить только те юниты, которые работают в прибыль, и закрывать те, которые приносят убыток», – прокомментировал Федяков. 

В то же время экспресс-доставка товаров сейчас является «одним из самых востребованных сервисов», говорит Соколов. «Изначально работавшая как модель для e-grocery, сегодня она распространилась и на другие товарные группы. Вам быстро доставят все, что угодно: бытовую технику, ювелирные украшения, тушь для ресниц. Скорость доставки – ключевой фактор для клиентов», – отметил он. По словам Соколова, востребованность сервисов экспресс-доставки, особенно ярко проявившаяся в период пандемии, даже после снятия всех ограничений на походы в кафе и по магазинам остается высокой. Общее число заказов продуктов по всей стране эксперт оценил в 800 000, из них по Москве – 500 000.

Но в ближайшем будущем рынок фудтеха ждет глубокая трансформация, считает Федяков. Он прогнозирует замедление развития экспресс-доставок, ускоренное введение платных услуг в сегменте и переход на динамическое ценообразование, как это было в такси. «Неэффективные локации внутри города будут закрываться, или компании будут уходить из городов, и хорошо, если не с рынка», – резюмировал эксперт.