Как скажется на экспорте отказ ведущих западных трейдеров от российской нефти
Переориентация на Азию вызовет повышенный спрос на танкерыИз-за проведения Россией специальной военной операции (СВО) на Украине компания Vitol Group, один из крупнейших независимых нефтетрейдеров, к концу 2022 г. намерена полностью отказаться от закупки российской нефти, передает Bloomberg со ссылкой на представителя компании. По его словам, во II квартале 2022 г. объемы российской нефти, которыми торгует компания, будут «значительно сокращаться по мере снижения договорных обязательств», а к концу года Vitol сможет полностью прекратить закупки.
О том, что компания остановила спотовые закупки нефти на российском рынке, гендиректор Vitol Group Рассел Харди заявлял еще в марте текущего года. Он подчеркивал, что долгосрочные контракты продолжают исполняться. По данным Vygon Consulting, в 2021 г. на долю Vitol приходилось около 11% мировой торговли сырой нефтью и нефтепродуктами, компания в среднем поставляла 7,6 млн баррелей в сутки (б/с).
После начала СВО в феврале 2022 г. крупные зарубежные нефтетрейдеры Glencore и Trafigura также подтверждали соблюдение текущих обязательств по долгосрочным контрактам на поставку российской нефти. Trafigura сообщала о сокращении объемов закупок нефти в РФ, а Glencore – об отказе от заключения новых сделок.
«Ведомости» направили запросы в Vitol, Glencore и Trafigura.
Кроме того, крупные нефтегазовые корпорации после начала СВО начали заявлять об уходе из России. В частности, о выходе из СП в нашей стране говорили BP, Shell и ExxonMobil (практических шагов по реализации своих заявлений иностранцы пока не сделали). Источник «Ведомостей» в нефтетрейдинговой компании уточнял, что около половины иностранных транспортных корпораций отказываются заходить в российские порты. США и Великобритания в марте 2022 г. официально объявили, что перестанут закупать российскую нефть (но пока Америка только наращивала закупки). Аналогичный вопрос рассматривался также и в ЕС, но окончательного решения по нему не принято.
При этом Royal Dutch ShelI нашла способ обойти ограничения на поставку российской нефти. Как писало Bloomberg со ссылкой на источники, компания прибегла к смешиванию разных сортов нефти, на российскую Urals в бленде приходится менее 50%, что позволяет считать нефть нероссийской («Ведомости» писали об этом 8 апреля). 11 апреля Shell подтверждала эту схему для дизельного топлива.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ранее подчеркивал, что Россия в случае полного отказа ЕС от российской нефти сможет перенаправить ее на другие рынки, в частности в Азию.
По словам консультанта Vygon Consulting Ивана Тимонина, уход такого крупного игрока, как Vitol, безусловно, затруднит сбыт российской нефти. «Но при сохранении интереса к российским энергоресурсам со стороны конечных потребителей, решение трейдера ощутимо сказаться на объемах поставок из России не должно», – сказал он «Ведомостям».
Тимонин добавил, что для переориентации поставок нефти на азиатский рынок у российских производителей есть два пути: развитие собственных трейдерских подразделений (например, таких как Energopole SA «Роснефти») либо укрепление сотрудничества с азиатскими торговыми домами – китайскими Unipec компании Sinopec, Chinaoil и др. «В обоих сценариях ключевыми задачами станут заключение новых контрактов и фрахт танкеров», – отмечает Тимонин.
По оценкам Тимонина, под эмбарго может попасть более 60% российского экспорта нефти, если исходить из объема поставок по итогам 2021 г. в 2,7 млн б/с в «недружественные» страны, которые ввели санкционные ограничения против РФ. Аналитик добавил, что на горизонте 2026 г. мировое потребление жидких углеводородов вырастет к уровню 2021 г. на 7,6 млн б/с, из которых 1,3 млн б/с обеспечит Китай, 0,7 млн б/с – Индия, 1,7 млн б/с – другие развивающиеся страны Азии. «Поэтому поиск новых рынков сбыта для российской нефти не должен стать проблемой», – заключил он.
Vitol практически не имеет собственных танкеров, компания фрахтует суда шипинговых компаний, в том числе «Совкомфлота», добавляет директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. По словам эксперта, большая часть морского экспорта российской нефти осуществляется судами отечественной постройки. «Около половины экспорта осуществляется морским путем – около 115 млн т в год (порядка 2,3 млн б/с). При этом общий дедвейт (грузоподъемность) российского танкерного флота, включая суда под иностранными флагами, составляет около 17 млн т, что вполне достаточно для перевозки таких объемов», – подсчитал Танурков.
Он добавил, что более серьезной проблемой, не связанной с решением Vitol, станет необходимость резкого увеличения экспорта морским путем в случае отказа Европы от импорта нефти, в том числе с использованием нефтепроводов. «Найти дополнительные танкерные мощности для этого объема будет сложно, тем более что суда понадобятся и европейцам, чтобы восполнить объемы, которые поставлялись по трубопроводам из России», – считает он. На перестройку логистических цепочек, по оценкам Тануркова, европейцам потребуется не менее 12 месяцев.
Согласно оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), Россия в среднем поставляет на мировой рынок около 4,7 млн б/с нефти с учетом конденсата и 2,8 млн б/с нефтепродуктов. Из-за санкций добыча в России по итогам 2022 г., по прогнозам МЭА, может снизиться на 3 млн б/с до 7,1 млн б/с. Цены на нефть также держатся на высоком уровне: по данным биржи ICE, на 13 апреля июньский (ближайший) фьючерс эталонной североморской Brent стоил $106 за баррель, майский фьючерс американской WTI – $102 за баррель.