Немецкая компания Obi GmbH пытается избавиться от российского бизнеса
Среди вариантов – продажа и передача в доверительное управление менеджерамУ российских топ-менеджеров Obi возник серьезный конфликт с мажоритарным акционером сети – немецким холдингом Obi GmbH – по поводу возобновления работы магазинов. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к компании. Они напоминают, что собственник ритейлера объявил о прекращении деятельности в России 8 марта, но магазины сети продолжали работать вплоть до 17 марта. Спустя почти две недели директор по закупкам Obi Максим Суравегин на одном из форумов неожиданно заявил, что торговые точки компании в Москве и Санкт-Петербурге откроются через неделю, еще через две недели – все остальные магазины компании. Но в этот же день Obi GmbH выпустила опровержение, назвав эти заявления «спекуляциями».
Фактически российский офис сейчас находится в открытой конфронтации с немецким холдингом, объясняет суть конфликта генеральный директор Infoline Иван Федяков. По его словам, головная компания заблокировала в российских «дочках» IT-систему, которая бы позволяла сети нормально функционировать. Об этом также знает и бывший коммерческий директор Obi Евгений Мовчан, который с 2015 г. возглавляет сеть «Петрович». «Cейчас коллектив сражается за продолжение работы в России», – рассказал он в интервью «Ведомостям».
Информация о конфликте между топ-менеджерами Obi и мажоритарным акционером сети подтверждается и другими источниками. 17 марта сотрудники компании создали Telegram-канал «Будь в курсе». В нем директор по персоналу Галина Меркулова выложила видео, из которого следует, что им действительно вырубили доступ к корпоративной почте, серверу и кассам. «Мы не смогли открыть магазины», – говорила она. В этот же день, по ее словам, сотрудники получили письмо от Минпромторга, в котором говорилось о необходимости «продолжения работы всех магазинов и сервисов Obi в ранее заявленном и привычном режиме», а также «выполнения компанией всех обязательств перед потребителями, работниками и контрагентами, в том числе поставщиками». Подлинность письма «Ведомостям» подтвердил источник, близкий к Obi. Представитель Минпромторга на запрос не ответил. Но ранее агентство ТАСС сообщало, что 23 марта свое предостережение Obi (а также IKEA, Michelin, Grundfos и JCB) направила и прокуратура о недопущении нарушения прав сотрудников. В конце марта начальник отдела информационных технологий Obi Дмитрий Мамонтов сообщил в Telegram-канале, что IT-команда восстановила большинство ключевых систем (почту, сетевые диски, создала учетные записи и т. д.), а также смогла установить альтернативное программное обеспечение, которое еще около недели будет разворачиваться на кассах в магазинах.
Obi работает в России с 2003 г. Изначально это было совместное российско-немецкое предприятие, в котором 49% принадлежало бизнесмену Игорю Сосину (развивал также, к примеру, сеть товаров для дома «Хоттабыч»). Позже он продал свою долю немецкому концерну, сделку оценивали в 10 млрд руб. Сейчас ритейлера полностью контролирует Obi GmbH и другие юрлица холдинга. На начало 2022 г. в сеть входило 27 гипермаркетов, в которых работает около 4900 сотрудников. Официальный представитель Obi в России отказался от комментариев. Запрос в Obi GmbH остался без ответа.
Что будет дальше с российским бизнесом cети, пока неизвестно. Один из вариантов – продажа местных активов немецким холдингом стороннему покупателю или топ-менеджерам сети, говорят два источника, близких к компании. По их словам, изначально мажоритарный акционер Obi планировал получить за актив живые деньги, но в марте после начала военной спецоперации на Украине он стал готов уступить контроль над ритейлером за символический 1 евро. Усложняло ситуацию то, что подготовить сделку стороны не успели, так как почти все директора-экспаты покинули страну и подписывать соглашение сейчас просто не с кем. Еще одна проблема – компания генерирует большие убытки и имеет долгосрочные договоры аренды, обязательства по которым лягут на нового собственника, пояснили два источника «Ведомостей», близких к ритейлеру. Это подтверждается и данными «СПАРК-Интерфакса». В 2020 г. юрлица Obi в России при суммарной выручке около 47,8 млрд руб. получили 2,3 млрд руб. чистого убытка. В прошлом году, по данным Infoline, ситуация была схожая: выручка – 41,8 млрд руб., а чистый убыток – 2,5 млрд руб.
Второй вариант развития событий – передача бизнеса в доверительное управление российскому менеджменту, говорят собеседники «Ведомостей». Один из них уточняет, что на это надеется местное руководство компании. Впрочем, есть и третий вариант – ликвидация. По крайней мере, Кристиан Хауб, владелец компании Tengelmann Group, которая выступает конечным бенефициаром Obi, 23 марта заявил немецкому изданию Manager Magazin, что он исходит из того, что холдингу, скорее всего, придется «списать с баланса все российские филиалы». На практике это будет означать расторжение дистрибуторских договоров и соглашений на использование франшизы или торговой марки в зависимости от того, что написано в документе, уточняет партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко. По его словам, при этом даже в случае смены вывески российское подразделение может продолжить платить аренду за площади и размещать аналогичный или схожий товар, т. е. оно продолжит прежнюю деятельность, хотя воспользоваться прежними логистическими цепочками уже не получится. Если немецкая Obi оставит в силе регистрацию своих товарных знаков на территории России, для их использования потребуется лицензия, добавляет советник практики интеллектуальной собственности CMS Russia Ирина Шурмина. «Другой вопрос, кто в нынешних условиях сможет наказать российских топ-менеджеров, если они продолжат использовать бренд Obi?» – спрашивает Демченко. Он уверен, что если правовые отношения и будут расторгнуты, то в ближайшем будущем суд вряд ли привлечет местные юрлица к какой-либо ответственности, в том числе и о взыскании убытков. С этим согласен и Федяков, который говорит, что над Obi в России происходит чудовищный эксперимент, который, возможно, станет прецедентом. По его словам, фактически речь идет о самозахвате бизнеса менеджментом и национализации изнутри. Правообладатель бренда не может отстаивать интересы в российских судах, поэтому не исключено, что та структура, которая станет управлять магазинами, будет делать это под той же маркой, хотя фактически отношения к немецкой сети она иметь не будет, резюмирует эксперт. Федяков сомневается, что на российский бизнес с такими долгами найдется покупатель, и предполагает, что вместо нескольких юрлиц будет создано новое, при этом долги останутся на старых компаниях, а договоры на поставки перезаключат. Источник «Ведомостей» в Obi говорит, что пока компания не получала уведомления о прекращении деятельности и ликвидации, а значит, она может продолжать свою деятельность.