Аграрии уже к маю ожидают перебоев с электроникой и ПО для умной сельхозтехники

Внедрение российских аналогов иностранных технологий потребует времени и инвестиций
Участники рынка опасаются, что в любой момент импортное ПО может быть деинсталлировано и станет недоступным
Участники рынка опасаются, что в любой момент импортное ПО может быть деинсталлировано и станет недоступным / Trimble

Санкции против России грозят перебоями с импортными комплектующими, запчастями и программным обеспечением (ПО) для умной сельхозтехники. Технологии могут оказаться недоступными уже к маю, когда начнется посевная, прогнозирует ассоциация «Электронагро» (объединяет российских разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры для АПК). По словам представителя ассоциации, уже есть сбои в поставках платного сигнала, который обеспечивает высокую точность полевых работ и важен при севе пропашных культур. Не отгружаются бортовые компьютеры Trimble, Raven и других американских брендов, добавил он.

Сегодня умная сельхозтехника – это энергонасыщенные тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, опрыскиватели, машины для внесения удобрений, самоходные косилки, сеялки и другая техника. Аграрии закупают как машины отечественных компаний (ПТЗ, «Ростсельмаш»), так и технику западных производителей (John Deere, Case, Amazone, Trimble и проч.). Trimble объявила о прекращении поставок в Россию 7 марта. О том, что американская John Deere остановила поставки в Россию и Белоруссию, сообщило 10 марта Bloomberg.

По словам источника в компании-производителе сельхозтехники, порядка 50% выпущенных в 2021 г. в России машин являются «умными», в 2022 г. планировалось довести долю до 60%, но в свете последних событий этого вряд ли удастся достигнуть.

По данным «Росспецмаша» (ассоциация российских производителей агротехники), производство отечественной сельхозтехники в России в 2021 г. составило 218 млрд руб. (+46% к 2020 г.). Было произведено 3900 плугов, 1700 опрыскивателей, 6700 борон, 6000 сельскохозяйственных тракторов, 7000 зерноуборочных комбайнов, 6700 сеялок.

К маю прогнозируются проблемы с агронавигаторами, особенно с теми, которые работают по протоколу ISOBUS, через который к трактору подключаются агрегаты для посева и ухода за культурами, отметил представитель «Электронагро». «Аграрии не смогут получить электронику перед посевом, товарные запасы есть, но их хватит не всем желающим», – отмечает гендиректор ГК «Агроштурман» Александр Сорокин. Из-за прекращения поставок итальянской фирмой Arag оборудования для управления расходом пестицидов в отрасли столкнулись с дефицитом электрических кранов и расходомеров, без них не сможет работать система точного земледелия, говорит директор компании «Агронавигатор» Борис Скрынник.

Участники рынка опасаются, что в любой момент импортное ПО может быть деинсталлировано и станет недоступным. Завотделом нормирования орошения и планирования водопользования ФГБНУ ВНИИ «Радуга» Екатерина Медведева рассказала, что метеоданные для поддержки АПК покупают в США (около 90%). Представитель «Электронагро» отметил, что в некоторых районах Ростовской области аграрии уже сталкиваются с серьезными сбоями GPS, что приводит к ошибкам при подкормке растений. «Необходимо наладить трансляцию корректных данных «Глонасс», – считает он. Тесты с позитивным результатом уже были и отрасль «ждет начала стабильной работы системы от «Роскосмоса», добавил собеседник («Ведомости» направили запрос в госкорпорацию).

По словам представителя «Росспецмаша», поиск альтернативных поставщиков, перестройка логистических цепочек, развитие компетенций – это дополнительные инвестиции и вызовы для заводов. «Решение потребует определенного времени в зависимости от сложности и уровня локализации», – добавил он.

Гендиректор производителя электроники «Ростагросервис» Олег Ной считает, что будет рост цен и задержка в поставках комплектующих и запчастей, но не полное их отсутствие. «Появилось много посредников из Турции, Казахстана, Китая, Грузии. Пандемия научила рынок работать по-другому, многие дилеры успели завезти оборудование и этот год с дефицитом, но отработают», – полагает он. Ной согласен, что есть проблемы по платным «спутниковым поправкам» (системы коррекции навигационной системы), но в России уже несколько лет работают свои платные поправки через сети GSM.

Топ-менеджер заметил, что сейчас «все компании работают стабильно», поставляя курсоуказатели, базовые станции RTK, подруливающие системы, смарт-антенны, контроллеры. С декабря 2021 г. «Ростагросервис» начал разработку контроллера ISOBUS с частичным использованием отечественных компонентов, говорит Ной. «Наши немецкие партнеры продолжают с нами сотрудничество, через год мы планируем уже запустить первую предсерийную партию», – пояснил он.

Старший руководитель группы интернета вещей (IoT) ICL Services Илья Апполонов считает наиболее проблемным сегментом системы автоматического вождения, крупнейшим производителем которых является ушедшая с рынка Trimble. «Подобного уровня решений с таким же широким ассортиментом продуктов для автоматизации вождения нет ни у одного вендора в России, – полагает он. – В области роботизации сельхозтехники российские компании предлагают лоскутные решения, которые не способны полностью решать задачу автоматического вождения и обработки полей».

С ним не согласна гендиректор Cognitive Pilot (у Сognitive Technologies – 70%, у «Сбера» – 30%) Ольга Ускова. «Система автономного управления Cognitive Agro Pilot является 100%-ной заменой Trimble и более чем на 80% состоит из российских комплектующих, которые производятся на фабрике компании в Томске», – пояснила она. По прогнозам Усковой, перенастройка и налаживание новых производственных процессов и логистических цепочек займут около 3–4 месяцев.

Гендиректор российской ИИ-компании iPavlov, исполнительный директор НИЦ АО «Швабе» в МФТИ Лорен Акопян согласен, что российская аппаратная база позволяет создать полностью отечественные программно-аппаратные комплексы. Одним из главных барьеров он назвал отсутствие необходимого субсидирования производителям ПО и аппаратных комплексов на базе глобальных навигационных систем и IoT-решений.

Представитель Минцифры предложил участникам рынка направить конкретные предложения по решению проблемы с нехваткой электроники и ПО. «Мы работаем над мерами поддержки и стимулирования и готовы в диалоге найти решение», – сказал он.

Представитель Минпромторга отметил, что министерство в рамках действующих мер поддержки отрасли субсидирует разработку и производство аппаратно-программных комплексов с использованием ИИ для автоматизации управления сельхозтехникой под ключ. В создаваемых узлах, по его словам, содержатся и ПО, и сенсоры, которые производятся в России. Некоторые российские системы по управлению комбайнами более чем на 50% состоят из отечественных комплектующих, заметил собеседник. Производители движутся к полному импортозамещению всей номенклатуры компонентов, полагает он.

Представитель Минсельхоза говорит, что в ведомство не поступали обращения, связанные с проблемами обслуживания умной сельхозтехники. «Отключение такой функции не послужит критичным фактором для сезонных полевых работ, поскольку системы предназначены для контроля расхода ГСМ, точного земледелия и т. д.», – считает он. Современная сельхозтехника может эксплуатироваться и без дополнительных функций, добавил собеседник. Минимизировать риски, связанные с отключением умных систем на иностранном ПО, могут отечественные аналоги в системе «Глонасс», отметил представитель Минсельхоза.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что с финансами проблем не будет: на замену комплектующих и ПО деньги выделят из бюджета, производители также возьмут на себя часть расходов. На эти цели ориентировочно потребуется порядка 100–200 млн руб., подсчитал он. По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, импортозамещение некоторых компонентов невозможно лишь в рамках сельхозмашиностроения и может быть реализовано только при решении вопросов по высокотехнологичной промышленности и IT-отрасли в целом. «По ограниченной номенклатуре специфических компонентов и IT-решений для сельхозтехники с учетом существующего в России серьезного задела речь может идти о десятках миллионов долларов», – считает эксперт.

«Ведомости» направили запросы дистрибуторам и зарубежным производителям сельхозтехники, электроники и ПО.