Германия готовится к ЧС из-за перевода газовых контрактов в рубли
Ее примеру могут последовать и другие страны ЕС, говорят экспертыВласти ФРГ начали готовиться к чрезвычайной ситуации (ЧС) в стране в случае прекращения поставок газа из России. Пока речь идет о первой стадии так называемого чрезвычайного плана действий, который предусматривает жесткий контроль за хранением, импортом и потреблением газа, сообщил 30 марта в Берлине министр экономики Германии Роберт Хабек. Второй этап предусматривает признание «фактического серьезного ухудшения ситуации с газоснабжением». На третьем в стране может быть введен режим ЧС.
Власти ФРГ рассматривают худший сценарий развития ситуации, после того как страны G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США) 28 марта единогласно отвергли требование России по переводу платежей за газ в рубли.
Ранее президент РФ Владимир Путин поручил правительству, Банку России и «Газпрому» до 31 марта представить доклад о переводе расчетов за поставки газа на рубли. Сроки реализации этого распоряжения не назывались. 30 марта пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков говорил, что процесс может быть небыстрым: «Это и поставки, и оплата, и подведение баланса. Сейчас все модальности как раз прорабатываются между ведомствами, с «Газпромом», а потом уже будут определяться четкие временные рамки». Песков уточнял, что это не произойдет с 31 марта.
Reuters со ссылкой на один из своих источников сообщало, что участником новой схемы может стать Газпромбанк – как посредник между «Газпромом» и покупателями газа.
Поручение Путина стало ответом на заморозку международных резервов России примерно на $300 млрд, а также на ограничение доступа России к евро (действующие контракты по экспорту газа с потребителями ЕС предусматривают оплату и в этой валюте). Эти запреты предусматривал один из пакетов санкций против России после начала специальной военной операции на Украине.
Сколько российского газа экспортируется в ЕС
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), на Россию приходится около 40% потребляемого ЕС газа. В 2021 г. «Газпром» поставил в ЕС около 155 млрд куб. м. Разработанный МЭА план по сокращению энергозависимости ЕС от России не предполагает полного отказа от российского газа, речь идет лишь о замещении 50 млрд куб. м. Сейчас в Европе сохраняются высокие спотовые цены на газ. По данным биржи ICE, 30 марта на голландском хабе TTF стоимость апрельского фьючерса достигала $1450 за 1000 куб. м.
В среду пресс-служба президента также сообщала, что Путин договорился с канцлером Германии Олафом Шольцем, что перевод расчетов за газ в рубли «будет дополнительно обсужден на уровне экспертов РФ и ФРГ». Шольц в беседе с Путиным не согласился с предложенной схемой расчетов за российский газ и «попросил письменных разъяснений», сообщила пресс-служба канцлера Германии.
Источники агентства Bloomberg в среду говорили о проведении обысков должностными лицами ЕС в офисах «Газпрома» в ФРГ. Они состоялись в рамках расследования роли российской компании в росте цен на газ в Европе, уточняли собеседники агентства. На момент сдачи номера в «Газпроме» не предоставили «Ведомостям» комментариев по этому поводу.
«Аварийный газовый план» для Германии был разработан и утвержден еще в сентябре 2019 г. в соответствии со ст. 11 Регламента ЕС о мерах по обеспечению безопасной подачи газа от 25 октября 2017 г. Условием для активации плана являются «серьезные и надежные признаки того, что может произойти событие, которое может привести к значительному ухудшению ситуации с газоснабжением». О признаках такой ситуации уже 24 марта 2022 г., через сутки после поручения Путина о рублевых расчетах за газ, на своем сайте объявила Немецкая ассоциация предприятий энергетики и водоснабжения (BDEW).
Сейчас для реализации плана правительство Германии создало «группу по газовому кризису», в которую помимо минэкономики ФРГ вошли представители Федерального сетевого агентства (BNetzA), операторы газотранспортных систем, представители властей федеральных земель и др.
Согласно плану, на объявленном министром Хабеком «этапе раннего предупреждения» кризисная группа и частный сектор будут следить за импортом и хранением газа, но государство не будет напрямую вмешиваться в ситуацию. А газовые дилеры и поставщики, операторы магистральных и распределительных сетей «будут предпринимать рыночные меры для поддержания поставок газа». К ним относятся гибкость закупок, использование газовых запасов и др. Второй этап также не предполагает активных действий властей, но на нем будет зафиксировано ухудшение ситуации с газоснабжением.
Лишь третий этап предполагает принятие мер государственного реагирования. В этом случае BNetzA становится органом, регулирующим и распределяющим нагрузку потребления газа в координации с операторами. Могут быть отключены от снабжения газом и электричеством определенные отрасли промышленности. Приоритетным станет снабжение домохозяйств, больниц, а также газовых ТЭС.
Введение режима первого уровня предупреждения ЧС в газоснабжении в рамках газовой директивы ЕС – вынужденная мера, на которую вправе пойти любой член Евросоюза, отметил управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. «Следующие две ступени предупреждения ЧС – дальнейшее ужесточение контроля за потреблением газа через соответствующий мониторинг ситуации (это первый и второй уровни угрозы). Третий уровень предполагает введение режима ЧС, когда есть существенные нарушения или перебои в поставках газа. Предположу, что тут власти могут выступать с предписаниями ограничивающего характера», – отметил он.
Юрист добавил, что при введении режима ЧС государство берет на себя обязательство обеспечивать энергоресурсами только незащищенную категорию потребителей – социально и общественно уязвимые объекты, а также самих граждан.
Действия Германии соответствуют правилам ЕС, соглашается управляющий партнер юридической компании Art de lex Дмитрий Магоня. По его мнению, не исключено, что при дальнейшем нарастании угрозы нарушения газоснабжения другие страны ЕС «последуют примеру Германии».
Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что реализация инициативы Хабека еще сильнее подогреет цены не только на газ, но и на другие энергоресурсы. По оценке эксперта, даже если из баланса ЕС одновременно выпадет 350–400 млн куб. м российского газа, это станет тяжелым ударом для энергобаланса Евросоюза.