Санкции снизят погрузку на сети РЖД

Падение в 2022 году составит до 7%, а невостребованные вагоны будет некуда деть
Удержать железнодорожные перевозки от критического падения позволит увеличение внутрироссийских перевозок
Удержать железнодорожные перевозки от критического падения позволит увеличение внутрироссийских перевозок / Андрей Гордеев / Ведомости

Снижение погрузки на сети РЖД в 2022 г. составит от 2 до 7% в зависимости от того, как экономика адаптируется к санкциям. Об этом говорится в обзоре «Основные тренды и перспективы перевозки грузов» Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). «Ведомости» ознакомились с документом.

По итогам 2021 г. погрузка, по данным РЖД, составила 1282,9 млн т. Это на 3,2% больше, чем в 2020 г., и почти столько же, как в допандемийном 2019 году (1278,1 млн т). Объем перевозок грузов по сети РЖД, учитывающий ввозимый в страну импорт и транзит, в прошлом году составил 1403,6 млн т.

«Из-за санкций наибольшее снижение объема экспортных перевозок в этом году будет приходиться на II квартал», – говорит заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук. Затем изменение и частичное восстановление логистики, по его словам, будут приводить к росту погрузки в III и IV кварталах. Савчук напомнил, что объем перевозок экспортных грузов по железной дороге через припортовые станции (в том числе в направлении ЕС и США) и погранпереходы в 2021 г. составил около 120 млн т (9,5% годовой погрузки). Из этого объема 38% пришлось на уголь, менее 40% – на нефтепродукты.

Системные изменения в грузовой базе будут заметны во II квартале 2022 г., соглашается президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. Он ожидает снижения грузовой базы по итогам года на 4–6%.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает, что не стоит судить о перевозках по показателям марта этого года. «Остаются надежды, что в мае отгрузки начнут приходить в норму, это позволит выйти на годовое снижение на уровне 5%», – сказал он «Ведомостям».

Удержать железнодорожные перевозки от критического падения позволит увеличение внутрироссийских перевозок, которые, по данным ИПЕМа, в 2021 г. составили 57,4% от общего объема перевезенных грузов, полагают эксперты и участники рынка.

«Уменьшение объема транзитных перевозок может привести к перераспределению платформ, используемых в транзите, на те сегменты, которые в последнее время росли не так активно, – например, на внутрироссийские перевозки», – передал «Ведомостям» через представителя первый вице-президент, член правления «Трансконтейнера» Виктор Марков.

Также на железную дорогу может уйти часть грузов с автотранспорта из-за ограничений по пропуску автопоездов на границе и роста цен на топливо и запчасти, допускает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

По словам Маркова, из-за переориентации грузов в контейнерах, следовавших ранее через порты Северо-Запада, на маршруты через порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы, ожидается двукратное увеличение потока контейнеров через Восточный полигон (БАМ и Транссиб). В связи с этим он подчеркивает важность расшивки узких мест и развития пограничных железнодорожных переходов и мощностей в портах.

У РЖД есть все инструменты, чтобы оперативно увеличить пропускную способность лимитирующих трафик участков Восточного полигона на 20–25%, сказал «Ведомостям» первый заместитель гендиректора НТК (логистическая компания СУЭК) Александр Сапонов. По мнению Савчука, увеличить перевозки также можно за счет использования инновационных вагонов (имеют увеличенную до 32 т нагрузку на ось).

Вагонов в избытке

Участники рынка и эксперты считают, что снижение грузовой базы приведет к росту профицита парка вагонов и снижению ставок на их аренду. По данным источника «Ведомостей» в крупной операторской компании, среднерыночная ставка на стандартные полувагоны в марте 2022 г. составляет 1300–1900 руб./сутки, на инновационные (имеют повышенную грузоподъемность) – 1500–2200 руб. На апрель ставка может составить 1400–2000 руб. за стандартный вагон и 1700–2300 руб. – за инновационный, добавляет собеседник.

По словам Савчука из ИПЕМа, аренда подешевеет прежде всего для полувагонов. «Снижение ставки во II–III кварталах 2022 г. относительно IV квартала 2021 г. составит 4–5%. Но среднегодовая ставка предоставления грузовых вагонов вырастет в зависимости от объема перевозок на 35–55% за счет низкой базы 2021 г.», – добавил Савчук. По оценке Иванкина, в 2022 г. более 120 000 вагонов общего парка в 1,2 млн единиц окажутся «вне перевозочного процесса», т. е. не будут востребованы грузоотправителями. Марков из «Трансконтейнера» также допускает возникновение в России профицита платформ и снижение ставок на них. В компаниях-грузоотправителях и РЖД на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Парку найдут хозяина

Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко 22 марта на встрече с гендиректором РЖД Олегом Белозеровым заявила, что российские частные операторы на железной дороге «в условиях мобилизационной экономики должны работать в интересах страны». Также она упрекнула операторов, что они уже «заработали достаточно, получив почти бесплатно от государства вагоны».

Союз операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ; объединяет операторов, владеющих 80% вагонного парка РФ) 23 марта подготовил ответное обращение в Совфед (есть у «Ведомостей»). Операторы предлагают консолидировать 10% полувагонов от общего парка, т. е. около 60 000 единиц, для выполнения государственных задач. СОЖТ также возмутило утверждение, что вагоны приобретены «за бесценок».

«Парк российских вагонов составляет более 1,2 млн единиц, из которых 908 000 – это новые вагоны, купленные операторами начиная с 2006 г. на вагоностроительных заводах за счет собственных и кредитных средств, а также с привлечением лизингового финансирования. Объем частных инвестиций в новые вагоны за 14 лет превысил 2 трлн руб.», – подчеркивается в письме ассоциации.

Операторы также заявили, что готовы обеспечивать вагонами все перевозки при формировании гарантированного заказа со стороны «всех без исключения грузоотправителей». Также они не против заключения долгосрочных договоров с взаимной ответственностью.

По словам зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, профицит полувагонов вынуждает РЖД удовлетворять все заявки грузоотправителей на перевозки угля в восточном направлении, но монополия с этим не справляется.