Александр Новак предрек ЕС бензин и дизтопливо по карточкам
Европейским НПЗ трудно найти альтернативу российской UralsСанкции ЕС против российских нефтяных компаний могут привести к существенной дестабилизации европейского рынка автомобильного топлива, вплоть до введения нормирования его потребления. Об этом сказал вице-премьер РФ Александр Новак в ходе выступления на правительственном часе в Госдуме 23 марта.
«Доля экспорта российских энергоресурсов на мировом рынке составляет около 20% от мирового уровня торговли. Очевидно, что без российских углеводородов на мировых рынках углеводородов случится коллапс, рост цен на энергоресурсы, последствия которых абсолютно непредсказуемы», – заявил Новак. Он подчеркнул, что запасы дизельного топлива в Европе находятся на самом низком уровне с 2008 г., на 8% ниже среднего значения за последние пять лет. На этом фоне в Германии уже зафиксирован рост цен на дизельное топливо на 40%, напомнил Новак. Запрет на поставки в США российской нефти и нефтепродуктов, по его словам, разогрел цены и в Соединенных Штатах, где с начала года моторное топливо подорожало на 19%.
«Нехватка дизельного топлива может стать более сильным дестабилизирующим фактором в условиях повышения спроса в связи с возобновлением грузовых и пассажирских перевозок после пандемии. <...> По оценкам специалистов, из-за санкций западные страны могут быть вынуждены ограничить или ввести нормирование потребления моторного топлива», – сказал вице-премьер.
2,02 евро
такова средняя цена 1 литра бензина и дизельного топлива в ЕС. Рост с начала 2022 г. составил 26 и 36% соответственно
Евросоюз 15 марта ввел очередной пакет санкций против России из-за военной спецоперации на Украине. В список санкций попали, в частности, «Роснефть» и «Газпромнефть». Санкции запрещают заключать сделки с европейскими компаниями, при этом оговаривается, что запрет не касается поставок нефти и газа.
По последним данным Eurostat, с начала 2022 г. по 14 марта средняя цена на дизельное топливо в ЕС выросла на 36% – до 2,02 евро за литр, средняя цена на бензин – на 26%, также до 2,02 евро за литр. С 24 февраля, когда началась российская спецоперация на Украине, дизтопливо подорожало на 27%, бензин – на 18%.
Стоимость моторного топлива в ЕС начала расти еще с августа 2021 г. вслед за нефтяными котировками. На стоимость энергоресурсов также повлияло ускорение экономического подъема в ЕС на фоне снятия пандемийных ограничений. Владельцы электростанций вынуждены были вместо стремительно дорожающего газа использовать более дешевые мазут и уголь. Это также подстегивало цены на продукты нефтепереработки («Ведомости» писали об этом 15 и 29 сентября). Ставка стран ЕС на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) сыграла против них: безветренная погода создала энергодефицит из-за резкого снижения выработки ветростанций (ВЭС) летом 2021 г.
По данным биржи ICE, 23 марта 2022 г. стоимость ближайшего майского фьючерса на поставки нефти Brent поднялась до $122 за баррель.
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что рост цен на дизтопливо в Европе объясняется, прежде всего, недостатком предложения сырья. «Трейдеры активно ищут замену российской нефти, но вопрос также упирается в поиск аналогичного сорта, что сделать в сложившейся ситуации непросто, так как замена Urals на Brent или WTI требует перенастройки НПЗ», – отметил он.
Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев говорит, что основной причиной топливного кризиса являются санкции против России. Эксперт пояснил, что из-за санкций российские экспедиторы опасаются отправлять грузы в Европу из-за потенциального ареста вагонов или судов, а западные опасаются въезжать в Россию из-за того, что теперь такие поездки не покрывают страховые компании, а весь их флот или парк вагонов находится в лизинге. Ситуация не изменится, пока не появятся гарантии перевозок, считает он. Единственный выход в этой ситуации – поставки дизельного топлива по трубопроводу в Венгрию и Латвию, добавляет Гусев, но эти объемы ограничены.
По его мнению, в сложившихся условиях нормирование потребления топлива в ЕС неизбежно. «Это будет единственный возможный вариант. Если страны ЕС хотят обеспечить грузоперевозки, им придется ограничить частных потребителей, вплоть до введения ежедневной нормы», – сказал Гусев «Ведомостям».
Это не характерный для ЕС метод, но в сложившейся ситуации он может быть применен, считает Симонов. Эксперт отметил, что в газовой сфере похожий механизм уже обсуждается: Брюссель заявлял о необходимости обязать участников рынка обеспечить наполнение подземных газовых хранилищ к 1 октября 2022 г. на 90%.