Правительству предложили отменить избыточные требования к такси
Это избавит от бумажной волокиты, но может негативно сказаться на безопасностиМэр Москвы Сергей Собянин предложил правительству отменить часть обязательных требований (ОТ) контрольно-надзорных органов к такси. «Ведомости» ознакомились с письмом от 4 марта на имя премьер-министра Михаила Мишустина, подлинность которого подтвердили два источника, знакомых с содержанием.
В документе поясняется, что правительство Москвы провело экономическую оценку не попавших под «регуляторную гильотину» ОТ по ряду отраслей, включая транспорт. Отмена избыточных требований или их смягчение, по оценкам московской мэрии, может дать серьезный положительный финансовый эффект для развития регионов РФ. Для транспортной сферы в целом, в том числе услуг такси, он оценивается в 17,1–29,7 млрд руб. в год для столицы и в 156–233 млрд руб. совокупно для всех регионов России.
Согласно документу, вводные инструктажи для водителей общественного транспорта целесообразно сохранить. Но предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи предлагается отменить, оставив их только для водителей регулярных пассажирских перевозок автобусами.
Действующий перечень ОТ для сферы общественного транспорта также содержит требование проведения обязательных послерейсовых медицинских осмотров водителей, следует из письма в правительство. Их также предлагается отменить для таксистов. Медосмотры должны проводиться только перед рейсом (аналогичные требования предлагается установить для водителей автобусов).
Кроме того, в московской мэрии считают лишним предрейсовую проверку технического состояния автомобилей такси возрастом до двух лет.
На фоне дефицита бумаги в стране также предлагается отказаться от использования путевых листов. В документе подчеркивается, что во многих предприятиях, особенно малых, это требование «выполняется сугубо формально». «Путевой лист – бессмысленный инструмент контроля: сотрудник ГИБДД не может на дороге проверить реальность медосмотра и контроля техсостояния авто», – говорится в приложении к письму Собянина.
Отменить путевые листы нужно в два этапа (сроки не указаны): сначала сделать их добровольными, сохранив лишь для такси и автобусов, затем перевести полностью в электронный вид, создав бесплатную для перевозчиков государственную информационную систему.
Также речь в письме идет об отмене еще целого ряда ОТ, которые в мэрии считают избыточными для транспортной сферы. В частности, предлагается отменить обязательное наличие техсредств транспортной безопасности (системы сигнализации, контроля доступа, видео- и аудиозаписи, связи, оповещения и т. д.) и паспортов безопасности. Сохранить их необходимо только для пассажирских автобусов на регулярных линиях, а также автомобилей, транспортирующих отдельные категории особо опасных грузов, следует из письма Мишустину.
Представитель сервиса «Максим» ожидаемо положительно оценил предложения по снижению требований. Он отметил, что большую часть перевозок в такси сегодня выполняют частные водители, имеющие статус самозанятых.
«ОТ перекочевали из советского времени и были написаны для классических таксопарков, которых давно нет. В реальности частные перевозчики не способны их выполнить ни финансово, ни физически», – подчеркнул он. В «Яндекс.Такси» и Gett на запросы «Ведомостей» не ответили. Так же поступили в «Ситимобиле», который недавно объявил о скором закрытии бизнеса. Представитель сервиса лишь подтвердил планы по уходу с рынка, но точных сроков не назвал.
Спрос на такси несколько снизился в ковидном 2020 году. Число поездок в России уменьшилось почти на 6% к предыдущему году, до 2,55 млрд. Но сегмент перевозок легковым такси в целом не просел: обороты большей части российских таксопарков и агрегаторов выросли за счет развития доставки, курьерских услуг, каршеринга и корпоративного (b2b) сервиса. В результате в 2020 г. совокупная выручка частных таксистов и таксопарков, подключенных к «Яндекс.Такси», по данным компании, увеличилась на 15,4% и составила около 300 млрд руб. (без учета комиссии сервиса).
Согласно данным HSBC, в 2021 г. через агрегаторы услуг такси осуществлялось порядка 60% заказов, но в некоторых регионах их доля не превышала 45% (остальные заказы шли через классические таксопарки), писал в сентябре прошлого года «Коммерсантъ». Долю «Яндекс.Такси» HSBC оценивает в 40% от общего количества заказов такси в России и в 67% – от заказов через агрегаторы. На остальные сервисы, включая «Ситимобил», Gett, «Максим» и др., приходятся оставшиеся 33%. Базовые активы сервиса «Везёт» были приобретены «Яндексом» в феврале 2021 г. (за $178 млн выкуплены колл-центры и бизнес по заказу грузоперевозок группы). Пользователи «Везёт» теперь смогут вызывать такси по телефону или в приложении «Яндекс Go», а водителям из «Везёт» предложат подключиться к платформе «Яндекс.Про», сообщали «Яндекс.Такси».
Из иностранных агрегаторов на рынке РФ был представлен только китайский агрегатор DiDi, работавший с августа 2020 г. Сервисом Uber в России управлял «Яндекс» (имеет эксклюзивное право на использование бренда до 2030 г.), но он, так же как и DiDi, в начале марта объявил о своем уходе из нашей страны.
Глава центра компетенций АНО «Международный евразийский форум «Такси» Станислав Швагерус считает, что действующая система контроля в такси не создает ничего, кроме дополнительной бумажной волокиты. «Это огромная масса бумаги, которая зачастую заполняется формально. Сейчас в стране дефицит бумаги, поэтому перевод на добровольное использование бумажных путевых листов до развертывания ГИС логичен», – добавил он. Эксперт также обратил внимание на то, что в Москве и Московской области уже около года действует информационная система «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»), которой могут воспользоваться и таксопарки, и самозанятые. Она позволяет оформить электронные путевые листы и внести в них данные о прохождении медицинских осмотров и контроля техсостояния машины. Онлайн-доступ к КИС «АРТ» есть у сотрудников регионального ГИБДД и МАДИ.
Отмена медосвидетельствования и техосмотра автомобилей такси негативно повлияет на безопасность перевозок, считает председатель координационного совета межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. Он, в частности, указывает на интенсивность использования машин в такси, что делает сближение требований к таксистам-частникам с автовладельцами опасным. Малому бизнесу в отрасли таксомоторных перевозок нужно помогать по-другому, считает Попков: снижать банковские ставки, давать субсидии и налоговые льготы.
«Ведомости» направили запросы в мэрию Москвы, правительство РФ, Минтранс.