Правительство России может запретить экспорт урана в США

Эмбарго лишит «Росатом» крупного рынка, а цены могут вырасти еще на 30–40%
Стоимость фьючерса на природный уран (закись-окись урана, U3O8) 21 марта превышала $56 за фунт
Стоимость фьючерса на природный уран (закись-окись урана, U3O8) 21 марта превышала $56 за фунт / Донат Сорокин / ТАСС

Правительство изучает возможность прекращения экспорта урана в США в качестве ответной меры на запрет поставок российских энергоресурсов, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак в Госдуме 21 марта.

«Этот вопрос тоже есть в повестке, он изучается», – сказал чиновник (цитата по «РИА Новости»).

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 9 марта говорил, что правительство РФ в скором времени подготовит перечень сырья и продукции, экспорт которых может быть ограничен на фоне санкций против России. Но пока эти ограничения коснулись лишь лесоматериалов («Ведомости» писали об этом 11 марта 2022 г.), а также оборудования, ранее ввезенного на территорию Россию из-за рубежа.

8 марта 2022 г. президент США Джозеф Байден заявил о запрете импорта российских энергоресурсов, в том числе нефти и газа, из-за военной спецоперации России на Украине. Уран в документе Белого дома, опубликованном после объявления о запрете, не упоминается. По данным агентства Reuters, против санкций в отношении поставок урана выступили американские энергетические компании Duke Energy и Exelon, а также Институт атомной энергетики США. По данным Bloomberg, в 2020 г. 23% используемого на американских АЭС урана поставлялось из России. Но власти США вопреки сопротивлению со стороны атомной отрасли все же рассматривают возможность введения ограничительных мер в отношении российской госкорпорации «Росатом», говорили источники агентства.

Госкорпорация «Росатом» с объемом добычи порядка 7100 т урана в год (около 15% мирового производства) занимает второе место по этому показателю после казахстанского «Казатомпрома», следует из данных аналитической компании Ux Consulting. Компания добывает уран в Курганской области, Забайкальском крае и Бурятии, а также в Казахстане через дочернюю компанию Uranium One (U1). При этом «Росатом» занимает первое место (36% рынка) в мире по обогащению урана и третье место (17%) по поставкам топлива для АЭС, уступая только американской Westinghouse и французской Framatome.

Стоимость фьючерса на природный уран (закись-окись урана, U3O8) 21 марта превышала $56 за фунт, свидетельствуют данные американской биржи Comex. С 24 февраля 2022 г., когда началась военная операция России на Украине, уран подорожал более чем на 29%. 11 марта стоимость урана достигала $60,4 за фунт – максимального уровня с февраля 2011 г.

Сырьевые фонды на фоне геополитических рисков продолжают увеличивать запасы урана. Канадский Sprott Physical Uranium Trust за последние три недели нарастил запасы на складах почти на 10% до 52,1 млн фунтов, а с начала года они выросли уже более чем на 26%.

На долю «Росатома» приходится почти 17% импорта урана США, отмечает эксперт «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов, поэтому для Вашингтона потеря таких объемов будет «очень чувствительной». По словам эксперта, эффект усилится, если Россия сможет расширить эмбарго за счет своих союзников и соседей. Он напоминает, что РФ, Казахстан и Узбекистан совокупно покрывают почти половину потребности в ядерном топливе американских АЭС. «По оценкам сената США, убытки бюджета страны [из-за уранового эмбарго] могут составить до $1 млрд. Соединенным Штатам придется экстренно реанимировать обогатительные фабрики», – добавляет он.

По словам аналитика по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксаны Лукичевой, из-за поставок российского обогащенного урана в США за последние 20 лет «произошло почти полное разрушение внутреннего американского рынка урана – от добычи до обогащения». «Американские производители урана давно лоббируют сокращение поставок урана из РФ для возобновления собственной добычи сырья, восстановления обогащения. Но коммунальные предприятия, обслуживающие АЭС, привыкли к очень дешевому российскому урану и не хотят от него отказываться», – поясняет аналитик. Она добавляет, что замену российскому обогащенному урану США будет найти крайне тяжело: «Большая часть поставок в мире осуществляется по долгосрочным контрактам, а доля России на мировом рынке обогащенного урана составляет около 35%».

Теоретически найти нужный объем урана можно, но по ценам спотового рынка, которые могут более чем вдвое превысить текущие цены по долгосрочным контрактам, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По его словам, США, в частности, придется договариваться с поставщиками природного урана из Казахстана, Узбекистана, Австралии и Намибии.

Но и «Росатому» найти альтернативные рынки сбыта, сопоставимые с США (18 300 т в год), сейчас нереально, говорит Емельянов. «Китайские АЭС пока потребляют вдвое меньше, чем Америка, – менее 11 000 т, Европа – менее 10 000 т», – поясняет он. Россия, отказавшись от поставок в США, будет терять около $300 млн валютной выручки ежегодно, подсчитал аналитик.

Лукичева подчеркивает, что поставки урана нельзя сравнивать с поставками нефти, газа или прочего сырья. «Уран – высокотехнологичный продукт, поставляемый по долгосрочным контрактам и правительственным соглашениям. Политически мотивированный отказ от исполнения контрактов маловероятен любыми сторонами», – говорит она. Поэтому прогноз по ценам на уран остается на уровне $70 за фунт в перспективе нескольких лет, добавляет Лукичева.

Если Россия все же введет эмбарго и уберет с рынка хотя бы 3000 т урана (без поддержки Казахстана и Узбекистана), то уран, по оценкам Емельянова, может подорожать на 40% до $80 за фунт. Гришунин соглашается, что цены при таком развитии ситуации вырастут минимум на 30–40%, но допускает и двукратный рост.

Представитель госкорпорации «Росатом» отказался от комментариев.