В топ-менеджменте «Аэрофлота» готовятся новые перестановки

Ринат Асматуллов и Николай Алтухов рассматриваются на должности заместителей гендиректора
И Асматуллов, и Алтухов ранее работали в авиакомпании
И Асматуллов, и Алтухов ранее работали в авиакомпании / Максим Стулов / Ведомости

В «Аэрофлоте» продолжается замена высшего руководящего состава. Ринат Асматуллов может занять пост заместителя гендиректора по стратегии вместо уволенного ранее Андрея Панова, а Николай Алтухов – должность заместителя по административному управлению вместо Василия Авилова. Об этом «Ведомостям» рассказал источник в группе «Аэрофлот» и подтвердил человек, близкий к авиакомпании «Россия» (входит в группу). По словам одного из них, решение может быть принято уже на этой неделе. Кроме того, говорит другой собеседник, планируется кардинально изменить распределение полномочий между всеми заместителями генерального директора – новая структура управления сейчас разрабатывается. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу «Аэрофлота». 

И Асматуллов, и Алтухов ранее работали в авиакомпании. 

Асматуллов был коммерческим директором низкобюджетной авиакомпании «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») с момента ее основания в 2014 г. В 2019 г. перешел в материнскую компанию и возглавил департамент продаж «Аэрофлота». 1 декабря 2021 г. он был назначен генеральным директором туроператора «Библио-глобус», писали «Ведомости». «Асматуллов очень силен в коммерции и построении маршрутной сети, – объясняет один из источников «Ведомостей». – На новой позиции у него будет задача построить новую стратегию группы, направленную на развитие внутреннего рынка».

1,338 млрд руб.

направил «Аэрофлот» на вознаграждение ключевому руководящему персоналу (членам совета директоров и правления, а также руководству летного и наземного состава) в 2021 г., следует из отчетности группы по МСФО. Эта сумма включает постоянную и переменную часть заработной платы, а также прочие компенсации 

Алтухов в августе 2009 г. возглавил департамент финансовых операций «Аэрофлота», а в сентябре 2015 г. стал заместителем гендиректора по продажам и имущественным вопросам и членом правления перевозчика. С 2019 г. – заместитель гендиректора по экономике и финансам авиакомпании «Россия». «Алтухов очень сильный финансист и имеет большой опыт работы в группе», – объясняет один из собеседников «Ведомостей». Его предполагаемая сфера ответственности – административное управление, что включает в себя все имущественные вопросы и курирование представительств. 

Перед группой, говорит один из собеседников, поставлена задача не допустить срыва курортного сезона. По словам второго собеседника, на внутреннем рынке «Аэрофлот» планирует развивать сеть в сторону ключевых туристических кластеров – речь идет не только о юге (Крым, Сочи), но и таких направлениях, как, например, Алтай, Иркутская область (озеро Байкал). Также, отмечает он, группа ищет возможность сохранить международные перевозки, в том числе с помощью партнеров по код-шеринговым соглашениям. 

Главная идея прихода Асматуллова и Алтухова, по словам второго собеседника «Ведомостей», заключается в реализации новой стратегии группы, направленной на единое и эффективное управление всеми ресурсами перевозчиков группы – флотом, маршрутными сетями. Речь не идет об объединении авиакомпаний, уверяет он. «Ресурсов немного, и если каждая компания будет действовать в собственных интересах, то они быстрее закончатся. Необходимо синхронизировать маршрутные сети и флот с учетом всех текущих ограничений, – отмечает источник. – Алтухов обеспечит взаимодействие с «Россией», а Асматуллов – с «Победой» таким образом, чтобы группа была больше похожа на единый организм, чтобы все решения, которые принимаются в материнской компании, без промедления исполнялись на местах». Также он уточнил, что в числе приоритетных задач – замена системы бронирования и продаж Sabre на отечественную Leonardo, которая уже используется в «России».

В остальных кадровых изменениях, о которых стало известно ранее, также просматривается курс на активизацию кадровых ресурсов дочерних компаний. 19 марта РБК писал, что после ухода гендиректора «Аэрофлота» Михаила Полубояринова в авиакомпании меняется состав правления. Обязанности Полубояринова перешли к Сергею Александровскому, гендиректору авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»). По данным источника «Ведомостей», директива Росимущества о назначении Александровского на пост гендиректора «Аэрофлота» может появиться уже на этой неделе. И. о. гендиректора «России» стал Ян Бург. 

Кроме Панова, исключенного из правления 16 марта, по данным второго собеседника «Ведомостей», авиакомпанию должен покинуть Сергей Крылов (информационные технологии). На его место рассматривается кандидатура Антона Мацкевича из «России». Финальное решение по техническому директору Игорю Парахину вряд ли уже принято, говорит источник. По его словам, большинство технических вопросов планируется передать в дочернюю компанию «А-техникс», поэтому функционал технического директора должен измениться. 17 марта «Аэрофлот» сообщил, что его провайдер успешно прошел аудит Росавиации по расширению сертификата ФАП-285 для выполнения технического обслуживания самолетов иностранного производства и сможет обеспечивать поддержание летной годности всего воздушного флота авиакомпаний группы Boeing 737NG, Boeing 777, Boeing 747-400, A320 и A350.

Летного директора «Аэрофлота» Эдуарда Советкина, по данным одного из собеседников, планируется включить в состав правления авиакомпании. Но вместе с тем, говорит он, на эту позицию также рассматривается Денис Петриков, ранее работавший в «Победе». 

Авиатранспортная отрасль стала одной из наиболее сильно пострадавших от санкций, введенных США, ЕС, Великобританией и их союзниками против России после начала специальной военной операции на Украине. В частности, они закрыли небо для российских самолетов, запретили передавать авиакомпаниям в лизинг зарубежные самолеты и т.д. В итоге сейчас перевозчики крайне ограничены в возможностях полетов за рубеж. Именно международные рейсы считались наиболее прибыльными, и «Аэрофлот» традиционно являлся лидером по перевозкам в этом сегменте. Кроме того, после ответного закрытия российского неба для авиакомпаний из стран, поддержавших санкции, национальный перевозчик потерял существенную часть платежей за использование транссибирского и трансполярного маршрутов.

«Аэрофлоту» необходимо обеспечить безопасность полетов и сохранить флот в условиях санкционного давления, отмечает главный редактор издания Frequentflyers.ru Илья Шатилин. По его словам, с переориентацией на внутренние линии придется изменить и стратегию группы, потребуется сделать перелеты максимально доступными, так что концепция, при которой важнейшая роль в группе отводится «Победе», в принципе останется актуальной.

В 2021 г., по данным Росавиации, группа «Аэрофлот» перевезла 45,8 млн пассажиров: головная авиакомпания – 21,4 млн, «Россия» – 9,96 млн, «Победа» – 14,4 млн.