Россияне активно скупают прокладки и подгузники
Эти товары могут существенно подорожать из-за проблем с логистикой и роста курсов валютРоссияне на фоне ажиотажного спроса начали активно скупать товары женской и детской гигиены. Продажи прокладок и тампонов с 28 февраля по 6 марта 2022 г. в упаковках выросли на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в деньгах – в 1,7 раза, подсчитала исследовательская компания NielsenIQ (в ее мониторинг попадает порядка 70% всех продаж на рынке). Абсолютные цифры она не предоставила. Тем не менее найти такие товары конкретных категорий сейчас крайне сложно, убедился корреспондент «Ведомостей».
При поиске через «Сбермаркет» не удалось найти продукцию Always в таких крупных сетях, как «Вкусвилл», Metro, «Ашан», «Магнит», «Лента», Globus, Fix Price. Пока она есть только в «О’кей». Наблюдают рост спроса на прокладки и аптеки: с 28 февраля 2022 г. по 13 марта 2022 г. число проданных упаковок в аптечной сети «36,6» выросло в 2,24 раза по сравнению с двумя предыдущими неделями и в 2,2 раза к прошлому году до 65 000 шт., сообщил представитель компании. Причем среднее количество упаковок в чеке выросло с 1,26 до 1,82. В крупнейшей интернет-аптеке Apteka.ru продукции брендов Always, Kotex, Libresse, Bella и Naturella на 15 марта и вовсе не было в продаже. Аналогичная ситуация и в «Сбер еаптеке» (за исключением отдельных позиций Libresse).
На ряде электронных торговых площадок уже появились предложения о продаже предметов женской гигиены по завышенным (по сравнению с офлайн-розницей) ценам. Стоимость четырех двойных пачек Always на Wildberries доходит до 5197 руб. Хотя, к примеру, в декабре 2021 г. одна упаковка в розничных сетях продавалась за 150 руб. Таким образом, цена завышена в 8,6 раза. На Ozon корреспондент «Ведомостей» нашел четыре упаковки Always по девять штук в каждой за 2197 руб. «со скидкой в 52%» от первоначальной цены. У ритейлеров в рознице такой товар стоил 230 руб. за пачку (т. е. рост в 2,3 раза).
У покупателей Wildberries есть доступ к альтернативным предложениям с более низкими ценами, заявил представитель маркетплейса. Таким образом, по его словам, в ценовых злоупотреблениях нет смысла, так как покупатели видят другие доступные варианты и приобретают их. Представитель Ozon сообщил «Ведомостям», что маркетплейс регулирует стоимость социально значимых товаров, к которым также относятся средства личной гигиены. Он подтвердил, что в день объявления роста цен от производителя некоторые продавцы слишком сильно повысили цены на гигиенические средства, и добавил, что такие товары снимаются с витрины. Самих же продавцов просят скорректировать стоимость. Представитель «Авито» заявил, что число предложений в месяц на товары для гигиены год к году практически не изменилось в количественном выражении. Что касается ценообразования на платформе, то оно «регулируется напрямую самими продавцами и покупателями по принципу здравого смысла и торга».
Люди закупаются в основном импортными изделиями длительного хранения (к ним относятся и средства женской гигиены), опасаясь их подорожания из-за роста курса валют, пояснил генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Представитель крупного ритейлера считает текущую панику безосновательной: «Складских запасов прокладок хватит на десятки дней». Кроме того, ни один из поставщиков, включая P&G, не уведомлял сеть о приостановке поставок или прекращении сотрудничества, добавил он. Тем не менее цены на такие изделия будут расти пропорционально курсу валют, считает Бурмистров. Эксперт не исключает и исчезновения каких-то брендов прокладок из-за транспортных проблем и отказа зарубежных компаний от импорта ряда позиций. В частности, один из дистрибуторов продукции американского производителя P&G (выпускает Always) предупредил о росте закупочных цен товары женской гигиены на 33%, писал 14 марта «Коммерсантъ».
В 2020 г. импорт средств женской личной гигиены в Россию составил $174 млн, без учета стран Евразийского экономического союза основным поставщиком была Венгрия. На прокладки приходилось 86,5% от импорта в натуральном выражении. Российское производство средств женской гигиены развито относительно слабо, на рынке доминируют международные корпорации, локализовавшие часть производства на территории России, сказано в отчете Discovery Research Group. Однако, по данным Роскачества, на рынке представлены и отечественные изделия («Натали», «ЭКОномочка део», Bella, BIBI и Ola!), отвечающие ключевым потребительским характеристикам.
Похожая проблема есть и с товарами детской гигиены. В первую неделю марта продажи подгузников в российских торговых сетях выросли вдвое в упаковках и в 2,7 раза в деньгах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным NielsenIQ. Годом ранее этот сегмент демонстрировал отрицательную динамику: продажи упали на 21% и на 25% к первой неделе марта 2020 г. Абсолютные цифры компания не предоставила.
Российский бренд NappyClub за 12 дней продал более 80% обычного месячного запаса товаров для детской гигиены, при этом реклама и стимулирующие акции были полностью отключены, говорит генеральный директор компании Роман Квиникадзе. В России, по его словам, около 3,5 млн детей в возрасте от 0 до 3 лет, которым ежегодно нужно более 3 млрд подгузников, а оборот этого рынка оценивается в $800 млн. При этом 80% рынка, по его словам, приходится на продукцию западных брендов. В сегменте одноразовых подгузников Pampers (США) занимает 35% рынка в денежном выражении, Huggies (Европа) – 25%, Merries (Япония) – 20%, говорит эксперт. При этом, по его словам, сейчас логистика такой продукции по ряду направлений полностью нарушена, а поставки морем в контейнерах из Азии ограничены.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что производство товаров женской и детской гигиены сильно зависит от импортного сырья и компонентов. И с ними тоже могут возникнуть проблемы, уверен Бурмистров. Они дорожают в соответствии с изменением курсов валют, подтверждает Квиникадзе.
Материалы для производства подгузников на российских заводах (такой есть у Pampers) – суперабсорбенты, нетканые материалы, целлюлоза и т. д. – импортируются из Канады, Германии, Японии, Польши. Отечественных же аналогов такого сырья в России также нет, напоминает Квиникадзе. Для производства женских прокладок используются древесная целлюлоза, гидрофильный нетканый материал, водоотталкивающие и суперабсорбирующие материалы и т. д., уточняет заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. Сырье приобретается из-за рубежа: например, распушенная целлюлоза и суперабсорбирующие полимеры – из европейских стран и Китая. Как пояснил представитель крупного ритейлера, все производители сейчас активно ищут замену европейскому и американскому сырью в других странах.
Запросы в P&G, крупные торговые сети и аптеки, включая X5 Group, «Магнит», «Эркафарм», «Сбер еаптеку», «Риглу», «Здравсити», Apteka.ru, остались без ответа.