Российский леспром хочет покинуть крупнейший иностранный инвестор
Но найти покупателя на 50% в группе «Илим» International Paper из США будет непростоКомпания International Paper из США рассматривает возможность продажи своей доли в группе «Илим», сообщила американская компания 14 марта. International Paper владеет 50% в «Илиме», еще 50% через швейцарскую Ilim SA принадлежат Захару Смушкину, Борису и Михаилу Зингаревичам. International Paper уточнила, что не намерена добиваться приостановки деятельности или инициировать процедуру ликвидации или банкротства в отношении группы «Илим».
International Paper закрыла сделку по покупке 50% акций группы «Илим» в 2007 г. за $650 млн. Это самое значительное партнерство с иностранным участием в секторе лесной промышленности России. Группа «Илим» – крупнейший производитель целлюлозы и бумаги в России, объединяет целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) в Архангельской и Иркутской областях, филиалы в Коряжме, Братске и Усть-Илимске, а также предприятия лесозаготовки и два гофрозавода в Ленинградской и Московской областях. Компания выпускает 75% всей российской товарной целлюлозы (2,2 млн т в год), 20% картона (967 000 т) и 10% бумаги (320 000 т в год). Общий объем целлюлозно-бумажной продукции «Илима» – более 3,6 млн т в год. В России International Paper до 2021 г. принадлежал также Светогорский ЦБК (Ленинградская обл.), сейчас он находится под управлением Sylvamo Corporation, созданной International Paper в 2021 г. для ведения глобального бизнеса по производству бумаги.
Еще одним крупным активом иностранного бизнеса в российской лесопромышленной отрасли является «Монди Сыктывкарский ЛПК» (Республика Коми), 95,8% которого принадлежит австрийской Mondi.
Наличие такого акционера, как International Paper, дает группе «Илим» доступ к дешевым займам, в то время как кредиты, которые можно привлечь в России, могут быть и со ставкой 25% годовых, говорит гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. С момента вхождения в актив инвестиции International Paper в компанию составили более $3 млрд, напоминает эксперт. «Без участия International Paper такой динамики развития у компании больше не будет. Ставка ЦБ растет, и инвестиции будут ограничены (из-за сложностей с привлечением кредитов. – «Ведомости»)», – говорит Богатырев. Он добавляет, что в этих условиях уже реализуемые и будущие проекты «Илима» могут быть заморожены.
Но и для самой International Paper российский актив имеет важное значение, говорят эксперты, поэтому просто списать его компания не сможет.
Прибыль американской компании от участия в группе «Илим» в 2021 г. составила $312 млн, а общая прибыль – около $4 млрд, т. е. на «Илим» приходится примерно десятая часть прибыли, говорит Богатырев. По оценке консультанта агентства лесопромышленной аналитики WhatWood Игоря Новоселова, доля группы «Илим» по операционной прибыли после уплаты налогов в International Paper в 2021 г. составила примерно 20%.
Но на фоне текущей геополитической ситуации для американских компаний любые активы и инвестиции в России являются токсичными, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, а уровень давления со стороны правительства США и общественного мнения требует принятия решений, связанных со сворачиванием бизнеса в РФ. Но сейчас возможность International Paper продать актив крайне ограничена, считает аналитик. Сейчас стоимость любых активов в России будет иметь большой дисконт из-за сложной политической и экономической ситуации, соглашается Богатырев. Продать долю в «Илиме» International Paper будет сложно, так как цена с дисконтом будет абсолютно не соответствовать реальной, отмечает он.
По соглашению акционеров на конец 2021 г. International Paper оценивала свою долю в «Илиме» примерно в $700 млн, отмечает Новоселов. По оценке Богатырева, с учетом инвестиций International Paper и ежегодной прибыли от участия в компании актив может стоить около $3,5 млрд, если не больше. Группа «Илим» – это значительная доля в российской бумажной промышленности, большая лесозаготовка и хорошие рынки сбыта (в частности, Китай), говорит Богатырев. Определенный интерес к активу может быть у китайских инвесторов, считает Бурмистров. Но провести сделку в короткие сроки будет непросто, соглашаются эксперты.
Возможность сделки может зависеть от условий текущего акционерного соглашения, в частности предусматривает ли оно преимущественное право выкупа текущими акционерами, говорит Богатырев. «Можно предположить, что в первую очередь будет рассматриваться именно выкуп партнерами этой доли», – отмечает он. Новоселов согласен, что такая схема реализации актива наиболее вероятна.
Если в ближайшее время геополитическая ситуация не нормализуется и специальная военная операция на Украине не перейдет в мирную плоскость, то International Paper будет вынуждена ускорить продажу доли, добавляет Бурмистров. Пока компания может рассматривать вопрос об ограничении инвестпроектов и корректировке финансовых планов.