Власти Бермуд заморозили сертификаты самолетов российских авиакомпаний

Это не помешает полетам по России, но ставит еще один барьер для международных перелетов
Christopher Stevenson / Getty Images
Christopher Stevenson / Getty Images

Управление гражданской авиации Бермудских островов (принадлежат Великобритании) 12 марта сообщило, что с 23.59 того же дня по Гринвичу (02.59 13 марта по Москве) приостанавливает действие сертификатов летной годности (СЛГ) самолетов, зарегистрированных на Бермудах и находящихся в эксплуатации российских авиакомпаний.

Причиной такого решения регулятор назвал то, что санкции в отношении российской авиации значительно повлияли на возможность осуществлять надзор за безопасностью полетов воздушных судов в России, отметил бермудский регулятор. Таким образом, подтверждать летную годность таких самолетов не представляется возможным, говорится в сообщении. Для тех воздушных судов, которые на момент опубликования решения находились в полете, оно вступило в силу сразу по приземлении, поясняет управление.

Сертификат летной годности – один из основных документов, удостоверяющих готовность воздушного судна выполнять полеты. Выдается на основании сертификата типа конкретного самолета, который выпускает страна – разработчик техники. Подлинник СЛГ всегда находится на борту воздушного судна. По российскому законодательству без действующего СЛГ гражданской авиации выполнять полеты нельзя.

Бермудские острова – традиционно один из центров регистрации пассажирских самолетов практически для всего мира. По данным Росавиации, на конец февраля 2022 г. у российских эксплуатантов было 768 самолетов с бермудской регистрацией. По данным агентства Cirium, всего в России в коммерческих перевозках задействовано почти 1000 самолетов. Другими популярными офшорами для регистрации воздушных судов у компаний-лизингодателей являются Ирландия и нидерландский остров Аруба в Карибском море. Но в ирландском реестре регистрируют только те самолеты, собственниками которых являются ирландские физические или юридические лица (это, например, часть крупных авиализинговых компаний). На Арубе прописывают в основном бизнес-джеты. По данным «Ведомостей», эти юрисдикции не приостанавливали СЛГ самолетов из России.

Решение бермудского авиарегулятора было ожидаемым, говорит источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний топ-10. Тем не менее российские перевозчики продолжают летать, добавляет он. Росавиация предварительно рекомендовала авиакомпаниям в случае приостановки сертификата на Бермудах продолжать полеты и переводить суда в российский реестр, отмечает собеседник «Ведомостей». В «Аэрофлоте», S7, «Победе», «Уральских авиалиниях» и Минтрансе РФ на вопросы издания не ответили.

Это не первый барьер, поставленный в рамках санкционной кампании для российских авиакомпаний. Ранее ЕС, США и ряд других стран ввели запрет на пролет российских самолетов, РФ ответила зеркально, запретив появление в отечественном небе самолетов из стран-санкционеров. ЕС также установил запрет на поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей, на техобслуживание воздушных судов. Лизинговые компании должны были остановить сотрудничество с российскими перевозчиками. Ответом на это и была рекомендация Росавиации о переводе самолетов в отечественный реестр.

Источник в одном из межрегиональных управлений Росавиации подтверждал такую рекомендацию. Совокупно на середину прошлой недели в российскую юрисдикцию было переведено около 100 самолетов из иностранных реестров, сказал он «Ведомостям». По регламенту Росавиации на регистрацию самолета в российском реестре отводится до 10 дней.

Эксплуатантам авиатехники деваться некуда: они будут летать с разрешения Росавиации, говорит топ-менеджер крупной авиакомпании.

Но это разрешение незаконно, поскольку противоречит положениям Воздушного кодекса РФ и федеральных авиационных правил (утверждаются приказом Минтранса. – «Ведомости»), указывает он. 

По словам источника, все зарубежные лизингодатели, которые хотели расторгнуть договоры с российскими авиакомпаниями-эксплуатантами, такие уведомления уже направили. Как теперь в свете рекомендации Росавиации эксплуатанты и лизингодатели будут разбираться с возвратом самолетов, не ясно, констатирует он. «Определение юрисдикции, где самолет будет зарегистрирован, является одним из существенных условий любого договора авиационного лизинга. Обычно ее выбирает лизингодатель. И без его согласования перерегистрировать самолет из одной юрисдикции в другую невозможно», – поясняет собеседник. Вылететь за рубеж перерегистрированный в российскую юрисдикцию самолет может, но с большой долей вероятности будет арестован, если приземлится на территории другой страны, считает он.

Правительство 10 марта внесло в Госдуму законопроект о поддержке транспортной отрасли в условиях внешних санкций. Среди прочего в документе прописаны нормы, позволяющие регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний, и выдавать им российские сертификаты летной годности. 

Приостановка регистрации на Бермудах не помешает российским авиакомпаниям совершать полеты внутри страны, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Она напоминает, что вышеупомянутый закон о поддержке транспортной отрасли был принят в трех чтениях в Госдуме. Сейчас, по ее словам, ГосНИИ гражданской авиации уже запустил процедуру сертификации в российском реестре зарубежных самолетов отечественных эксплуатантов.