Власти Бермуд заморозили сертификаты самолетов российских авиакомпаний
Это не помешает полетам по России, но ставит еще один барьер для международных перелетовУправление гражданской авиации Бермудских островов (принадлежат Великобритании) 12 марта сообщило, что с 23.59 того же дня по Гринвичу (02.59 13 марта по Москве) приостанавливает действие сертификатов летной годности (СЛГ) самолетов, зарегистрированных на Бермудах и находящихся в эксплуатации российских авиакомпаний.
Причиной такого решения регулятор назвал то, что санкции в отношении российской авиации значительно повлияли на возможность осуществлять надзор за безопасностью полетов воздушных судов в России, отметил бермудский регулятор. Таким образом, подтверждать летную годность таких самолетов не представляется возможным, говорится в сообщении. Для тех воздушных судов, которые на момент опубликования решения находились в полете, оно вступило в силу сразу по приземлении, поясняет управление.
Сертификат летной годности – один из основных документов, удостоверяющих готовность воздушного судна выполнять полеты. Выдается на основании сертификата типа конкретного самолета, который выпускает страна – разработчик техники. Подлинник СЛГ всегда находится на борту воздушного судна. По российскому законодательству без действующего СЛГ гражданской авиации выполнять полеты нельзя.
Бермудские острова – традиционно один из центров регистрации пассажирских самолетов практически для всего мира. По данным Росавиации, на конец февраля 2022 г. у российских эксплуатантов было 768 самолетов с бермудской регистрацией. По данным агентства Cirium, всего в России в коммерческих перевозках задействовано почти 1000 самолетов. Другими популярными офшорами для регистрации воздушных судов у компаний-лизингодателей являются Ирландия и нидерландский остров Аруба в Карибском море. Но в ирландском реестре регистрируют только те самолеты, собственниками которых являются ирландские физические или юридические лица (это, например, часть крупных авиализинговых компаний). На Арубе прописывают в основном бизнес-джеты. По данным «Ведомостей», эти юрисдикции не приостанавливали СЛГ самолетов из России.
Решение бермудского авиарегулятора было ожидаемым, говорит источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний топ-10. Тем не менее российские перевозчики продолжают летать, добавляет он. Росавиация предварительно рекомендовала авиакомпаниям в случае приостановки сертификата на Бермудах продолжать полеты и переводить суда в российский реестр, отмечает собеседник «Ведомостей». В «Аэрофлоте», S7, «Победе», «Уральских авиалиниях» и Минтрансе РФ на вопросы издания не ответили.
Это не первый барьер, поставленный в рамках санкционной кампании для российских авиакомпаний. Ранее ЕС, США и ряд других стран ввели запрет на пролет российских самолетов, РФ ответила зеркально, запретив появление в отечественном небе самолетов из стран-санкционеров. ЕС также установил запрет на поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей, на техобслуживание воздушных судов. Лизинговые компании должны были остановить сотрудничество с российскими перевозчиками. Ответом на это и была рекомендация Росавиации о переводе самолетов в отечественный реестр.
Источник в одном из межрегиональных управлений Росавиации подтверждал такую рекомендацию. Совокупно на середину прошлой недели в российскую юрисдикцию было переведено около 100 самолетов из иностранных реестров, сказал он «Ведомостям». По регламенту Росавиации на регистрацию самолета в российском реестре отводится до 10 дней.
Эксплуатантам авиатехники деваться некуда: они будут летать с разрешения Росавиации, говорит топ-менеджер крупной авиакомпании.
Но это разрешение незаконно, поскольку противоречит положениям Воздушного кодекса РФ и федеральных авиационных правил (утверждаются приказом Минтранса. – «Ведомости»), указывает он.
По словам источника, все зарубежные лизингодатели, которые хотели расторгнуть договоры с российскими авиакомпаниями-эксплуатантами, такие уведомления уже направили. Как теперь в свете рекомендации Росавиации эксплуатанты и лизингодатели будут разбираться с возвратом самолетов, не ясно, констатирует он. «Определение юрисдикции, где самолет будет зарегистрирован, является одним из существенных условий любого договора авиационного лизинга. Обычно ее выбирает лизингодатель. И без его согласования перерегистрировать самолет из одной юрисдикции в другую невозможно», – поясняет собеседник. Вылететь за рубеж перерегистрированный в российскую юрисдикцию самолет может, но с большой долей вероятности будет арестован, если приземлится на территории другой страны, считает он.
Правительство 10 марта внесло в Госдуму законопроект о поддержке транспортной отрасли в условиях внешних санкций. Среди прочего в документе прописаны нормы, позволяющие регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний, и выдавать им российские сертификаты летной годности.
Приостановка регистрации на Бермудах не помешает российским авиакомпаниям совершать полеты внутри страны, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Она напоминает, что вышеупомянутый закон о поддержке транспортной отрасли был принят в трех чтениях в Госдуме. Сейчас, по ее словам, ГосНИИ гражданской авиации уже запустил процедуру сертификации в российском реестре зарубежных самолетов отечественных эксплуатантов.