Цена на уран достигла 11-летнего максимума
Рост ускорился на фоне риска ограничения поставок из России
Стоимость фьючерса на природный уран (закись-окись урана, U3O8) достигла $60,4, преодолев психологически важную отметку в $60, свидетельствуют данные торгов 11 марта на бирже Comex. Это максимальный уровень цен с февраля 2011 г.
С 24 февраля 2022 г., когда началась военная операции России на Украине, уран подорожал более чем на 37%. При этом с начала 2022 г. до этой даты его стоимость находилась в диапазоне $43-46 за фунт.
До аварии на АЭС «Фукусима-1» в Японии в марте 2011 г. цены на уран достигали $70 за фунт, а исторический ценовой пик пришелся на 2007 г., когда фунт закиси-окиси урана торговался по $140. После аварии на «Фукусиме» цена несколько лет снижалась – вплоть до $18 за фунт в 2016 г., после чего началось постепенное восстановление.
8 марта 2022 г. президент США Джозеф Байден заявил о запрете импорта российских энергоресурсов, в том числе нефти и газа, из-за спецоперации России на Украине. Но уран в документе Белого дома, опубликованном после объявления о запрете, не упоминается. По данным агентства Reuters, против санкций в отношении поставок урана выступают американские энергетические компании – Duke Energy и Exelon, а также Институт атомной энергетики США.
9 марта агентство Bloomberg сообщило, что власти США, вопреки сопротивлению со стороны атомной отрасли, рассматривают возможность введения ограничительных мер в отношении госкорпорации «Росатом». Окончательное решение по этому вопросу пока не принято, указывало агентство. По данным Bloomberg, в 2020 г. 23% используемого на американских АЭС урана поставлялось из России. На АЭС в Соединенных Штатах приходится порядка 20% всего производства электроэнергии, при этом в стране сейчас практически нет собственной добычи урана, хотя ряд американских компаний заявляли о готовности наладить производство в случае подписания долгосрочных контрактов с производителями атомной энергии.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 9 марта говорил, что правительство РФ в скором времени подготовит перечень сырья и продукции, экспорт которых может быть ограничен на фоне санкций против России. Но пока принятые ограничения коснулись лишь лесоматериалов, а также товаров и оборудования, ранее ввезенных на территорию Россию из-за рубежа.
На этом фоне сырьевые фонды продолжают увеличивать запасы урана. Так, канадский Sprott Physical Uranium Trust за последние две недели нарастил запасы на складах на 5% до 50 млн фунтов, а с начала года они выросли уже более чем на 20%.
Госкорпорация «Росатом» с объемом добычи порядка 7100 т урана в год занимает второе место по этому показателю после казахстанского «Казатомпрома», на «Росатом» приходится около 15% мирового производства, следует из данных аналитической компании Ux Consulting. Компания добывает уран в Курганской области, Забайкальском крае и Бурятии, а также в Казахстане через компанию Uranium One (U1).
При этом «Росатом» занимает первое место в мире по обогащению урана (36% рынка), на втором месте находится британско-немецко-голландская Urenco (30%), на третьем – французская Orano (14%), говорится в отчете российской госкорпорации за 2020 г. На рынке поставок топлива для АЭС «Росатом» занимает третье место (17%) после американской Westinghouse (23%) и французской Framatome (20%).
Продукцию из радиоактивных материалов экспортируют входящие в «Росатом» ТВЭЛ (топливо для АЭС) и «Техснабэкспорт» (TENEX, обогащенный уран и услуги по обогащению). Выручка «Техснабэкспорта» за 2020 г. составила $2,1 млрд, из которых $990 млн пришлось на европейский регион, $784 млн – на американский. Выручка ТВЭЛ за 2020 г. от зарубежных контрактов составила 47 млрд руб.
Текущий рост цен на уран в целом продолжает тренд последних двух лет, сказала «Ведомостям» аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. Рынок урана постепенно становится дефицитным на фоне резкого сокращения накопленных запасов и низкого предложения из Казахстана, поясняет она. Сейчас рост цен ускорился из-за опасений по поводу ограничения поставок из России, отмечает аналитик. По ее оценке, спрос на уран продолжит расти на фоне расширения «зеленой» повестки и климатических требований по снижению выбросов углекислого газа, поэтому на горизонте нескольких лет цена может достичь $70/фунт.
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, с учетом рисков введения новых санкций против России потенциал роста цен на уран уже сейчас может достигать $70-80/фунт. Но в среднесрочной перспективе аналитические агентства не ожидают такого уровня цен, отмечает руководитель Энергетического центра EY Ольга Белоглазова, стоимость на 2024 г. оценивается в $52/фунт, на 2025 г. – в $57, говорит она.
Возможные ограничения на поставки урановой продукции из России будут наиболее критичными для США, которые до сих пор получают переработанный уран по очень низким ценам, считает Лукичева. В связи с этим американские коммунальные предприятия уже обращали внимание властей страны на то, что санкционная борьба из-за ситуации на Украине не должна затронуть работу АЭС. Вместе с тем ограничения поставок из России будут стимулировать рост добычи в США. Именно сверхдешевые поставки российского урана негативно повлияли на объемы добычи урана в Соединенных Штатах, добавляет она.
Франция вполне может обойтись без российского урана, добавляет Гришунин, так как технологии обогащения в этой стране достаточно развиты, а Германия и Великобритания традиционно ориентируются на поставки тепловыделяющих сборок (ТВС) французского производства. В США же, по его словам, отрасль по обогащению урана деградировала за время действия соглашения ВОУ-НОУ, предусматривавшего переработку российского оружейного (высокообогащенного) урана в низкообогащенный уран для АЭС в США. При этом потребности США не могут быть обеспечены французскими поставщиками, добавляет Гришунин.
ВОУ-НОУ
Россия занимает лидирующие позиции по объемам производства обогащенного урана, выпуская его почти вдвое больше, чем в совокупности Германия, Нидерланды, Великобритания, указывает Белоглазова. В последние годы поставки последнего из России обеспечивали 20% потребностей США в обогащенном уране, но в будущем эта доля будет постепенно снижаться – примерно до 17% в течение следующих 20 лет, говорит она. Российское ядерное топливо также поставляется на АЭС Болгарии, Венгрии и Словакии, а также экспортируется во все страны Европы, где АЭС работают на реакторах российского дизайна.
АЭС, на которых недавно произошла перезагрузка топлива, могут обойтись без него еще 1-2 года, говорит Белоглазова. В случае малых модульных атомных реакторов, на которые делают ставку ряд европейских стран (Франция, Польша, Чехия и Великобритания), этот срок увеличивается еще на 3–7 лет.
Ограничение экспорта урана может спровоцировать кратковременный рост цен выше $100/фунт, признает Гришунин. Но риски ограничения поставок российского урана и ТВС эксперт оценивает как низкие. «Атомная индустрия управляется высокопрофессиональными людьми, которые смогут объяснить политикам стоимость и последствия подобных решений», – поясняет Гришунин. Лукичева согласна с этим: «Ограничение экспорта урана из России маловероятно».