Boeing приостановил закупку титана в России
Полностью отказаться от продукции «ВСМПО-Ависмы» будет сложно, считают экспертыАмериканская авиастроительная корпорация Boeing приостановила закупку титана в России, сообщила компания 7 марта. «У компании накоплены значительные запасы титана, в том числе благодаря инициативе Boeing по формированию пула поставщиков по всему миру, которая реализуется уже несколько лет», – отметила компания.
В сообщении Boeing поясняется, что запасы титана и сеть поставщиков позволяют обеспечивать бесперебойное производство гражданских воздушных судов. Компания продолжит предпринимать шаги для «обеспечения устойчивости бизнеса в долгосрочной перспективе». Boeing также сообщил о закрытии технических отделов в Москве и Киеве.
На вопросы «Ведомостей» о том, на какой срок приостановлены поставки и касается ли решение именно действующего контракта с российским титановым монополистом «ВСМПО-Ависма», в Boeing не ответили.
В 2021 г. Boeing поставил заказчикам 340 гражданских самолетов, это в 2,2 раза больше, чем в 2020 г. Объем новых заказов гражданских воздушных судов Boeing в 2021 г. составил 909 единиц. На конец года портфель заказов гражданских самолетов Boeing включал более 4200 воздушных судов, которые оцениваются в $297 млрд. По данным газеты The Wall Street Journal, Boeing получает из России около трети необходимого титана. Остальной металл компания получает из США, Японии, Китая и Казахстана.
Единственный производитель титана в России – «ВСМПО-Ависма», основными владельцами которой являются структуры Михаила Шелкова (65,27%) и «Ростех» (владеет блокпакетом). Компания является крупнейшим в мире производителем титана, занимая до четверти мирового рынка. По экспертным оценкам, она обеспечивает до 35% потребностей в титане Boeing, 65% – Airbus, 100% – Embraer. По данным «ВСМПО-Ависмы», основные заказчики компании – Boeing, европейская Airbus, бразильская Embraer, британская Rolls-Royce, французская Safran, американские Collins Aerospace Systems, Uniti Titanium, Zimmer, Orchid Orthopedic Solution, израильская Blades Technology.
В 2020 г. «ВСМПО-Ависма» экспортировала 66% продукции, или 16 701 т, следует из годового отчета компании (отчет за 2021 г. еще не опубликован). Более 80% экспорта пришлось на США и страны ЕС. На долю США приходится около 25% всех поставок титановой продукции «ВСМПО-Ависмы», говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В декабре 2020 г. минторг США пытался включить «ВСМПО-Ависму» в список «конечных военных пользователей» (military end-user list), которым запрещается передавать американские технологии, но уже в январе 2021 г. это решение было отменено.
В том же январе «ВСМПО-Ависма» и Boeing подписали долгосрочный контракт на поставку титановой продукции для самолетов Boeing 787 Dreamliner, Boeing 777, Boeing 767 и Boeing 737. Осуществлять механическую обработку части продукции, согласно контракту, должно СП «ВСМПО-Ависмы» и Boeing – Ural Boeing Manufacturing (UBM) в Верхней Салде. В рамках подписанного ранее отдельного контракта «ВСМПО-Ависма» также поставляет Boeing и его партнерам титановый прокат. О дальнейшей судьбе СП Boeing не сообщает.
Генеральный директор «ВСМПО-Ависмы» Дмитрий Осипов сообщил «Ведомостям» через представителя, что компания переориентирует поставки на другие рынки и направления. По его словам, сфера применения титана достаточно широка – от медицины до бытовой и пищевой промышленности. «Наблюдая за ситуацией в стране и мире, мы были готовы к подобному развитию событий, и у корпорации есть все возможности и ресурсы для снижения возникших рисков. Мы умеем быстро адаптироваться и уверены, [что] наши уникальные технологические разработки в сфере производства и обработки титановых сплавов всегда будут востребованы на других рынках. Мы уже работаем в этом направлении», – сказал Осипов.
Приостановка Boeing закупок титана у «ВСМПО-Ависмы», конечно, неприятна для последней, но не смертельна, так как речь не идет о расторжении долгосрочного контракта от 2021 г., говорит независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. По его мнению, заявление Boeing носит исключительно политический характер, а упомянутых в нем запасов титана хватит лишь на несколько месяцев.
Возможное снижение выпуска титана на «ВСМПО-Ависме», по словам Хазанова, не будет носить катастрофического для компании характера и не приведет к остановке ее производства или массовым сокращениям. Даже если гипотетически загрузка «ВСМПО-Ависмы» уменьшится до 30–50% от нынешнего уровня, компания все равно будет рентабельна, считает эксперт.
Приостановка закупок не означает полного отказа, соглашается управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Он обращает внимание, что речь идет о прямых поставках и с учетом важности «ВСМПО-Ависмы» в качестве сертифицированного поставщика у Boeing может быть проработана схема закупки титана через посредников. Вероятно, Boeing будет получать российский титан от трейдеров, замечает эксперт, в дальнейшем, скорее всего, сотрудничество с российским производителем сохранится, так как альтернативных поставщиков с сопоставимым качеством в мире нет.
Boeing вряд ли сможет найти полноценную замену продукции «ВСМПО-Ависмы», поскольку никто из американских, китайских и японских компаний такую номенклатуру и такого качества, как она, не выпускает, соглашается Хазанов. «ВСМПО-Ависма» поставляла Boeing не просто титановые слитки, а полуфабрикаты и штамповки, в том числе прошедшие механическую обработку на UBM (единственный подобный актив Boeing за пределами США), поясняет эксперт. Теоретически Boeing может сделать заказы у американских корпораций, таких как Timet и Allegheny Technologies, но они не смогут быстро нарастить производство, считает он.
Основными игроками на рынке титана для авиакосмической отрасли являются американские Timet, RTI, Allegheny Technologies, а также международные компании (GKN Aerospace, Aubert & Duval, Сarmel Forge, ThyssenKrupp, Carlton Forge Works, Bohler, Otto Fuchs и др.). Поэтому для Boeing переключение на американских поставщиков выглядит логичным с точки зрения геополитики, говорит Бурмистров. Но с точки зрения экономики этот шаг крайне сложный, считает он, в том числе из-за важности для компании СП с «ВСМПО-Ависмой».
Сейчас же американскую компанию все равно ждет падение производства на фоне глобального экономического кризиса, предполагает Гришунин. Реальный отказ от приобретения титана у «ВСМПО-Ависмы» чреват для Boeing срывом планов по увеличению выпуска Boeing 737 Max, считает Хазанов. В этом случае компанию могут ждать многомиллиардные иски.
По мнению Хазанова, «ВСМПО-Ависма» может переориентировать поставки на другие регионы, в частности на Китай, который развивает производство самолетов Comac. Одновременно компания имеет возможности для расширения продаж титановой продукции для нужд химии и нефтехимии, судостроения, энергетики, медицины и др. Например, заявленные проекты СПГ-заводов вряд ли смогут обойтись без российского титана. Отойти же от поставок в адрес Boeing, по оценке Хазанова, «ВСМПО-Ависма» сможет в течение полугода. Поставки «ВСМПО-Ависмы» могут пойти в Китай и Индию, соглашается Гришунин. Кроме того, рост спроса возможен и на российских авиазаводах, которые могут получить должную поддержку от государства, считает он.
По мнению Хазанова, ощутимых трудностей с сырьем на фоне текущей геополитической ситуации у «ВСМПО-Ависмы» возникнуть не должно, так как компания наладила поставки из Азии и Африки. По данным Минпромторга, в 2020 г. Россия импортировала 99,9% титанового сырья с Украины, из Казахстана, Чили, Китая, Монголии и ЮАР. В июне представитель «ВСМПО-Ависмы» говорил «Ведомостям», что в 2021 г. корпорация планирует приобрести 70 000 т ильменитового концентрата, 95% сырья поступит из-за границы. Географию поставок он не уточнял.
Отказ от продукции «ВСМПО-Ависмы» со стороны Airbus маловероятен, считает Гришунин. Доля российских поставок у него еще больше, при этом издержки на алюминий, сырье и энергию значительно выше американских. При переключении Boeing на альтернативных поставщиков титана аналогичные возможности Airbus будут сильно осложнены, добавляет Бурмистров.