Как повлияют санкции ЕС на работу НПЗ в России

Россия способна найти замену европейскому оборудованию
В России развернута масштабная программа модернизации НПЗ
В России развернута масштабная программа модернизации НПЗ / Андрей Гордеев / Ведомости

Евросоюз включил в перечень санкций против России, введенных из-за военной спецоперации на Украине, запрет на поставки в РФ оборудования и технологий для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Это решение опубликовано в ночь на 26 февраля в официальном журнале ЕС. Запрет распространяется на поставки установок для производства ароматических углеводородов, установок каталитического риформинга и крекинга, реакторов гидрокрекинга, установок полимеризации, установок по производству серы, технологий производства водорода, гидроочистки, обработки топливных газов, регенерации серы и т. д.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен 25 февраля поясняла, что санкции распространятся на «уникальные» технологии и виды оборудования, которые производятся только в ЕС и «не могут поставляться из других мест». В результате Россия, по ее мнению, не сможет модернизировать свои НПЗ, которые в 2019 г. принесли ей доходы в 24 млрд евро.

В России развернута масштабная программа модернизации НПЗ. В конце 2020 г. был принят закон, призванный стимулировать обновление заводов. Бизнес подписывает инвестсоглашения с Минэнерго о строительстве или реконструкции установок глубокой переработки нефти, по которым до 2031 г. может получать повышенный налоговый вычет в рамках возвратного акциза на нефть.

Весной 2021 г. Минэнерго подписало инвестсоглашения с 14 НПЗ, включая НПЗ «Роснефти» и «Газпром нефти», с суммарными инвестициями в 800 млрд руб. до 2026 г. («Ведомости» писали об этом 14 апреля 2021 г.). Программа предусматривает создание и модернизацию 30 установок, запуск которых позволит увеличить производство бензина экологического класса К5 (соответствует параметрам «Евро-5») примерно на 3,6 млн т, выпуск дизтоплива класса К5 – более чем на 25 млн т в год. В марте 2021 г. правительство также разрешило модернизировать установки для глубокой переработки нефти на НПЗ с применением соглашений о защите и поощрении капиталовложений (гарантируют проекту неухудшение условий, в том числе фискальных).

По данным ЦДУ ТЭК, за 2021 г. Россия увеличила объем нефтепереработки на 3,9% до 280,7 млн т, производство бензина выросло на 6,1% до 40,8 млн т.

По данным Eurostat, в 2021 г. поставки нефтесервисного оборудования из ЕС в Россию в денежном выражении составили около 1,3 млрд евро. В основном оборудование шло из Германии (около 700 млн евро) и Италии (120 млн евро), говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По его словам, преимущественно в Европе закупались агрегаты для производства ароматических углеводородов, реакторы гидрокрекинга, установки полимеризации, термического крекинга.

Исполнительный вице-президент группы компаний «Ньютек сервисез», профессор РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина Валерий Бессель полагает, что существенных проблем в нефтепереработке не будет, мощности НПЗ вдвое превышают потребности внутреннего рынка в топливе. Гришунин считает, что все виды оборудования можно заменить поставками из Азии, хотя их характеристики могут уступать европейским. По словам Бесселя, многие виды оборудования разработаны еще в прошлом веке, поэтому Россия сможет наладить их выпуск или покупать, например, в Индии и Китае. Некоторое современное оборудование для НПЗ, например установки для переработки сверхтяжелой нефти, России нужно в минимальном количестве из-за небольшой доли такой нефти в добыче РФ, добавляет Бессель.

Ранее эксперты говорили «Ведомостям», что основной пик модернизации российских НПЗ пришелся на 2010–2019 гг. «Если санкции будут касаться исключительно новых объектов, то они затронут ограниченное количество компаний», – отмечал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

За последние пять лет Россия повысила показатель [глубины нефтепереработки] с 72 до 83%, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. В России 53 НПЗ мощностью более 1 млн т нефти в год, их суммарная мощность превышает 330 млн т в год, отмечает она. Санкции не смогут остановить работу уже действующих НПЗ, хотя перенос сроков модернизации возможен, полагает Лебединская.

В перспективе из-за недостатка импортных комплектующих могут возникнуть сложности с капремонтом и обслуживанием оборудования, считает руководитель международной практики КПМГ Антон Усов. По его мнению, новые санкции ЕС могут затронуть в России практически весь сектор, особенно НПЗ с современными установками глубокой переработки нефти. С ним согласен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Проблемы действительно могут возникнуть на стадии ремонта, а также с доступом к иностранному ПО».

Определенные проблемы может вызвать запрет на поставки оборудования для нефтехимии, особенно установок для полимеризации, добавляет Гришунин. «Их можно копировать, но придется нарушать лицензионные соглашения», – указывает он.

На фоне санкций российским НПЗ будет сложнее соответствовать критериям климатической ответственности, заметила Лебединская. Продукцию, не соответствующую экологическим требованиям, могут не купить, предупреждает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Но в среднесрочной перспективе крупные российские компании, в первую очередь «Роснефть», готовы в значительной степени решить эти вопросы, уверен он. Само препятствие модернизации НПЗ России на фоне заявленных ЕС целей по декарбонизации и снижению воздействия на климат смотрится довольно странно, добавляет Гришунин.

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго, Минэкономразвития, Минпромторг и нефтекомпании.