Зачем «Сбер» покупает сервис доставки Vprok
Сделка позволит маркетплейсу банка расширить ассортимент товаров«Сбер» ведет переговоры о покупке у X5 Group сервиса доставки Vprok, сообщили компании. Они уточняют, что сделка на данный момент не завершена. Но если это случится, то он станет частью маркетплейса «Сбермегамаркет», который, в свою очередь, войдет в холдинг электронной коммерции банка (о его создании было объявлено на прошлой неделе). Причина покупки сервиса в сообщении не называется, представитель «Сбера» от дополнительных комментариев также отказался. В свою очередь, исполнительный директор X5 Group Игорь Шехтерман отмечает, что Vprok.ru был создан четыре года назад как дополнительная услуга для клиентов супермаркета «Перекресток». За это время рынок доставки пережил бурный рост, поэтому, по его мнению, этот сервис в дальнейшем имеет смысл развивать как маркетплейс. Для этих целей ритейлер и искал партнера.
Во сколько «Сбер» оценивает Vprok.ru – не известно. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сервис может стоить 30–35 млрд руб. Похожие цифры – 30–37 млрд руб. – называет и управляющий директор Peregrine Сapital Дмитрий Габышев. Сооснователь Data Insight Борис Овчинников напоминает, что «Утконос» был продан «Ленте» за 20 млрд руб., при том что та сделка была нерыночной (у компаний один акционер – «Северсталь»). У Vprok же в 3 раза больше заказов, поэтому его можно продать дорого, резюмирует эксперт.
Сделка по продаже сервиса «Сберу» выгодна обеим сторонам, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты.
Vprok изначально задумывался как универсальный маркетплейс, но сейчас эта ниша занята другими игроками, поэтому развивать его в рамках X5 Group нецелесообразно, считает Бурмистров. Это подтверждается и финансовыми показателями сервиса. Если по итогам 2021 г. выручка всего цифрового бизнеса X5 Group выросла на 140% до 47,9 млрд руб., то Vprok принес группе лишь 18,6 млрд руб. Это всего на 41,5% больше, чем годом ранее.
Для сравнения: оборот сервисов экспресс-доставки у ритейлера за этот период увеличился в 4 раза до 30,8 млрд руб. (или почти 19,2 млн заказов). Вот почему основной фокус X5 Group в электронной коммерции будет направлен на развитие именно этого направления. Сейчас в ее портфеле есть сервисы экспресс-доставки, X5Post (электронная коммерция последней мили), агрегатор «Около» и дарк-китчены «Много лосося». Продажа Vprok, даже если бизнес будет продан частично, обеспечит возврат инвестиций и позволит получить средства для развития этого сегмента, резюмирует Бурмистров. По его словам, это даст компании возможность создать сеть мини-дарксторов для облегчения работы с различными агрегаторами – «Сбермаркетом», «Яндекс.Едой» и Delivery Club, как это уже делают «Магнит», «Лента», «Ашан», Metro и проч.
«Сбер» же, в свою очередь, за счет покупки Vprok получит сильную инфраструктуру и большой ассортимент для своего маркетплейса, считает Бурмистров. Сама сделка свидетельствует о том, что банку интересно не только развивать онлайн-торговлю предметами первой необходимости по модели сборки в чужих магазинах, но и выступать в качестве классического ритейлера, добавляет Овчинников.
15 февраля Сбербанк объявил о создании отдельного холдинга электронной коммерции. В него войдут активы из экосистемы банка («Сбермаркет», «Сбермегамаркет», «Сберлогистика»), доля в совместном с VK предприятии («Ситимобил», Delivery Club, «Самокат») и т. д. Возглавит новую структуру Лев Хасис, который с 1 июня 2022 г. покинет пост заместителя председателя банка.
На 31 декабря 2021 г. под управлением X5 Group находился 19 121 магазин, из них 17 972 – «Пятерочка», 990 супермаркетов «Перекресток» и 72 жестких дискаунтеров «Чижик». Крупнейший акционер ритейлера – CTF Holdings (входит в «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Германа Хана, Алексея Кузьмичева и их партнеров) – 47,86%, еще 40,60% находится в свободном обращении. Выручка по итогам прошлого года составила 2,1 трлн руб.