Россия хочет занять почти четверть водородного рынка крупнейших потребителей
Но для этого нужны господдержка и импорт технологийРФ сконцентрирует усилия по экспорту водорода в Китай, Японию, Южную Корею и Германию. К 2030 г. она сможет удовлетворить почти четверть суммарных потребностей этих стран в импортном водороде – 2,2 млн т в год из 9,5 млн т. Такая оценка дается в датированном 17 февраля 2022 г. проекте комплексной программы развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в РФ, разработанной Минэнерго (первым ее опубликовал Telegram-канал «СоветБезРынка»).
Три источника «Ведомостей» в ведомствах и компаниях отрасли подтвердили подлинность документа. Один из собеседников уточняет, что программа дорабатывается и до внесения в правительство еще может быть скорректирована.
По оценке Минэнерго, в 2030 г. потребление низкоуглеродного зеленого (получаемого электролизом воды) и голубого (конверсия из метана) водорода в мире составит около 60 млн т в год, в 2050 г. – 248 млн т. Эти цифры считаются наиболее реальными в базовом сценарии, основанном на уже данных обязательствах государств и корпораций. Рассматриваются также сценарии устойчивого развития (сдерживание роста глобальной температуры к 2050 г. в пределах 2° С) и чистых нулевых выбросов (не более 1,5° С). В первом случае потребление водорода в 2030 г. должно приблизиться к 100 млн т в год, во втором – превысить эту цифру (в 2050 г. – 480 млн и 626 млн т соответственно). Но по этим сценариям расчетов не приводится.
Потребность в водороде в Азии к 2030 г. будет практически полностью сформирована КНР, Японией и Южной Кореей, следует из презентации Минэнерго. На Китай (4,5 млн т), Японию (2,3 млн т), Корею (1,4 млн т) и Германию (1,3 млн т) придется 39,1 млн т водорода в год. Из этого объема 9,5 млн т им придется импортировать. И именно эти страны наиболее удобны для экспорта из РФ с учетом политических и других ограничений и выбраны целевыми зарубежными рынками, сообщается в презентации.
Из 9,5 млн т около 6,5 млн т Россия может экспортировать в виде жидкого водорода и 3,9 млн т – в виде аммиака. По оценке Минэнерго, Россия сможет покрыть 23% импорта в этих странах, или 2,2 млн т в год. В Китай пойдет 1,2 млн т в год, а доля РФ в импорте страны составит 26%, в Германию – 0,8 млн т (62%), в Южную Корею – 0,15 млн т (11%), в Японию – около 0,1 млн т (4%).
Где Россия найдет столько водорода
В РФ будет создано пять водородных кластеров, сообщается в презентации. Для зеленого водорода – в Восточной Сибири и на Северо-Западе, для голубого – в Якутии и на Ямале. На Сахалине будут выпускать оба вида. Крупнейшими станут кластеры в Якутии (1 млн т в год) и на Ямале (0,65 млн т). Ямальский и северо-западный кластеры будут ориентированы на Германию, якутский и восточносибирский – на КНР, сахалинский – на Японию и Южную Корею.
Самыми выгодными, по оценке Минэнерго, будут поставки голубого водорода по морю с Сахалина в Японию: себестоимость водорода составит $5,1 за 1 кг, а внутренняя норма доходности (IRR) – 18,8%. Наименее эффективной может быть поставка зеленого водорода с Сахалина по морю в Южную Корею: себестоимость – $10,1 за 1 кг при пока отрицательной доходности.
Строительство завода по выпуску водорода мощностью от 30 000 до 100 000 т в год на Сахалине планирует «Росатом» с французской Air Liquide. Запуск намечен на 2024–2025 гг. На Ямале «Новатэк» намерен реализовать проект «Обский ГХК» мощностью 2,2 млн т аммиака и 130 000 т водорода в год (запуск намечен на 2027 г.), а Северо-Восточный альянс хочет строить в Якутии аммиачный завод на 3 млн т с перспективой расширения до 6 млн т (запуск в 2026 г.).
В Атласе водородных проектов Минпромторга в 2021 г. было 33 проекта по производству в РФ водорода и аммиака в 18 регионах. В проекте программы Минэнерго отмечены лишь самые крупные. В «Росатоме», «Новатэке» и «Роснано» не ответили на запросы либо отказались от комментариев, с представителем Северо-Восточного альянса связаться не удалось.
Операционный директор En+ (ее проект указан в презентации Минэнерго) Вячеслав Соломин сообщил, что компания активно участвует в обсуждении программы в составе рабочей группы. «С нашей точки зрения, кластер «Восточная Сибирь» в силу географических особенностей требует доработки. В программе много внимания уделяется развитию экспортного потенциала, в то время как меры стимулирования локального потребления не учтены», – передал он «Ведомостям» через представителя. Соломин напомнил, что в рамках стратегии энергоперехода планируется до 10% общественного транспорта перевести на водород.
Водороду нужна помощь
Руководитель направления «Водород и инновационная декарбонизация» «Северстали» Илья Павлов (входит в рабочую группу) добавил, что подавляющая часть водородных технологий в России находится на невысоких уровнях. «Поэтому для развития отрасли важную роль будет играть трансфер технологий со всего мира», – передал он «Ведомостям».
Проект программы предусматривает субсидирование ставок по кредитам, капзатрат, налоговые льготы и проч. В качестве альтернативного сценария рассматривается заключение с производителями водорода компенсирующих контрактов – для компенсации затрат при продаже на целевых рынках ниже себестоимости для достижения целевой маржи. Но руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков считает, что использование компенсирующих контрактов, скорее всего, будет расценено как протекционизм и теоретически может являться основанием для жалобы в ВТО.
Экспортная выручка от 2,2 млн т водорода составит $12,7 млрд в год, доходы государства от программы (включая дополнительные налоги по смежным отраслям) до 2050 г. – $34–42 млрд, говорится в презентации. Реализация программы увеличит ВВП в среднем на 450–650 млрд руб. в год.
В Минэнерго на уточняющие вопросы «Ведомостей» ответили лишь, что подготовка программы ведется «в соответствии с обозначенными сроками».
Руководитель практики оказания консультационных услуг компаниям энергетики PwC в России Дмитрий Стапран оценивает мировой спрос на водород к 2030 г. в диапазоне от 88 млн т до более 100 млн т в год. А наиболее перспективным называет экспорт зеленого водорода, себестоимость которого к этому сроку снизится до $1,4–2 за 1 кг. Для развития рынка водорода в первую очередь нужно снижение его стоимости и тут важны меры господдержки, говорит директор группы по оказанию услуг в области устойчивого развития Deloitte в СНГ Юлия Меньшикова. По ее мнению, необходимо предусмотреть неизменность налогового режима и механизмов поддержки.