Российский рынок аккумуляторов к 2030 году вырастет до $1,2 млрд

Основным драйвером роста должен стать электротранспорт
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Емкость российского рынка накопителей электроэнергии вырастет со 126 МВт ч в 2020 г. до 4,7 ГВт ч в 2025 г. и 25,5 ГВт ч в 2030 г. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании KPMG, с которым ознакомились «Ведомости». В деньгах рынок накопителей в 2020 г. составил лишь $44 млн. К 2025 г. прогнозируется его рост до $500 млн, к 2030 г. – до $1,2 млрд в год. Среднегодовой темп роста (CAGR), по оценкам KPMG, составит 39%.

Рост рынка будет обеспечен в основном за счет развития в России электротранспорта, а также более интенсивного применения промышленных накопителей энергии и интеграции аккумуляторов с ВИЭ, считают авторы исследования. В 2025 г. более половины общей емкости выпущенных аккумуляторов (2,8 ГВт ч) будет потреблять электротранспорт, в 2030 г. на него придется уже две трети рынка (17,8 ГВт ч в год). В денежном выражении в 2025 г. рынок промышленных накопителей составит $245 млн в год, аккумуляторов для транспорта – $224 млн в год. В 2030 г. на электротранспорт будет приходиться уже $687 млн и $374 млн – на накопители для промышленности.

Но даже если российский рынок накопителей электроэнергии в 2030 г. достигнет прогнозируемых значений, он все равно будет занимать лишь около 1% от мирового, указывают эксперты KPMG. Согласно их подсчетам, глобальный сегмент в 2030 г. составит $425 млрд, или 2030 ГВт ч. Причем на батареи для электротранспорта будет приходиться 75%, а на стационарные накопители – порядка 20%. В 2020 г. глобальный рынок накопителей составлял $80 млрд и 225 ГВт ч. Таким образом, его темпы роста будут ниже российских – порядка 18% в год в деньгах.

Электрокары и немного энергетики

В России на электротранспорт власти обратили серьезное внимание лишь в 2021 г.: в августе правительство утвердило концепцию его развития до 2030 г. Она предусматривает, что к концу 2024 г. в стране выпустят не менее 25 000 электромобилей, построят 9400 зарядных станций. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль в РФ должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет минимум до 72 000. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г., из них более 80% – внебюджетные источники.

Сейчас в России, по подсчетам Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры, около 1500 зарядных станций (пока не известно, сколько запущено в 2021 г.). Продажи электромобилей в РФ в 2021 г. выросли к предыдущему году втрое до 2254 шт., свидетельствуют данные «Автостата».

В расчетах KPMG учитываются как личные электрокары, так и общественный и коммерческий транспорт, уточнил «Ведомостям» директор практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ Андрей Манаков.

Пока основным проектом развития электротранспорта в России является московский электробус, в конце 2021 г. в столицу доставили тысячный автобус на электроприводе. Три четверти из них поставлены «Камазом», остальные – группой ГАЗ. Активных проектов по производству легковых электромобилей в России пока нет. В январе 2022 г. две компании – «Моторинвест» и «Электромобили мануфэкчуринг рус» – подали заявки на заключение специнвестконтрактов (СПИК) на выпуск электромобилей, которые позволят получить льготы и гарантии неухудшения условий для проектов.

В сегменте промышленных накопителей в России реализовано около 20 небольших проектов, наиболее крупные – в 2020–2021 гг., указывается в исследовании KPMG. В основном эти проекты касаются оптимизации суточного графика потребления электроэнергии, пояснил «Ведомостям» Манаков.

Среди тех, кто реализовал подобные проекты, РЖД, «Россети», завод «Лиотех» (принадлежит «Роснано»), «Хевел» и структуры Росатома.

Крупнейшим проектом «Хевела» в сегменте промнакопителей является Бурзянская солнечная электростанция (СЭС) в Башкирии мощностью 10 МВт с накопителем емкостью 8 МВт ч, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Он добавил, что накопители являются частью автономных гибридных энергоустановок на Дальнем Востоке и в Сибири. Представитель «Россетей» сказал, что дочерними компаниями группы внедрено 35 высокотехнологичных накопителей энергии общей мощностью 1,29 МВт и емкостью 1732 кВт ч.

Согласно текущим мировым трендам электротранспорт является основной движущей силой развития рынка накопителей на литий-ионных аккумуляторах, соглашается с KPMG представитель АО «ТВЭЛ» (топливный дивизион Росатома). «Ожидается, что к 2030 г. в мире будет выпускаться 30 млн электромобилей [в год]. Такие объемы производства обеспечат спрос на тяговые аккумуляторные батареи общей емкостью 1,75 ТВт ч в год. При этом уже сейчас мы наблюдаем ускорение роста сектора промышленных аккумуляторов в энергетике», – сказал «Ведомостям» представитель компании. По его прогнозам, мировой рынок аккумуляторных батарей должен вырасти с нынешних 300 ГВт ч в год до 1,9 ТВт ч в год к 2030 г.

Оценили скромнее

Исходя из заявлений российских автопроизводителей, в 2025 г. будут произведены электромобили с совокупной емкостью аккумуляторов не менее 3 ГВт ч, а к 2030 г. ежегодный спрос достигнет 16 ГВт ч, считает представитель ТВЭЛ. По оценкам компании, к 2030 г. сегмент стационарных систем накопления энергии в РФ может достичь 1,5 ГВт ч. Таким образом, совокупная емкость российского рынка накопителей оценивается компанией в 17,5 ГВт ч в год (т. е. ниже оценки KPMG в 25,5 ГВт ч).

Похожие оценки приводит Минпромторг. По словам представителя ведомства, к 2030 г. рынок систем накопления энергии в РФ вырастет до 17,7 ГВт ч, или 226,9 млрд руб. в денежном выражении. Текущий объем спроса составляет, по данным ведомства, 0,19 ГВт ч, или 4,6 млрд руб. Среднегодовой темп роста близок к прогнозам KPMG – 37%. «В таких условиях особое значение приобретает развитие производства накопителей с высокой степенью локализации на территории России», – добавляет представитель Минпромторга. Он подтверждает, что наиболее значимым сегментом для развития рынка является электротранспорт, за которым следует электроэнергетика.

«Потенциальный интерес для рынка представляют многофункциональные системы, которые позволят предложить потребителям новые услуги (хранение электроэнергии, управление спросом, подзарядка аккумуляторов техники и т. п.)», – говорит представитель «Россетей».

Эксперты KPMG также обращают внимание на ряд барьеров, мешающих развитию рынка накопителей энергии в России. Например, в сфере законодательства в энергетике (затруднена возможность возврата энергии в сеть), а также в сфере техрегулирования (ограничено применение накопителей как аварийного источника питания у потребителей первой и второй категорий надежности). Темпы роста рынка стационарных систем хранения электроэнергии в РФ будут зависеть от снятия нормативных ограничений, а также программ стимулирования сектора и динамики падения цен на накопители, признает представитель ТВЭЛ.

Представитель Минпромторга, в свою очередь, напомнил, что в конце 2021 г. был утвержден план развития отрасли систем накопления энергии в РФ до 2030 г., включающий мероприятия, необходимые для стимулирования роста спроса у потребителей, научные разработки и локализацию производства «по всей производственной цепочке».

В РЖД, «Роснано» и Минэнерго на вопросы «Ведомостей» не ответили.