Natura Siberica начинает продавать товары для взрослых

Она расширяет ассортимент, чтобы вернуть утраченные позиции после конфликта наследников
За счет расширения ассортимента Natura Siberica пытается вернуть лидирующие позиции на рынке после корпоративного и наследственного конфликта
За счет расширения ассортимента Natura Siberica пытается вернуть лидирующие позиции на рынке после корпоративного и наследственного конфликта / Евгений Разумный / Ведомости

Natura Siberica инвестирует до 500 млн руб. в обновление линейки товаров одноименного бренда группы. Об этом «Ведомостям» рассказал ее представитель. По его словам, компания планирует отказаться от 400 неактуальных наименований (из 1800 позиций), называть их он не стал. Взамен Natura Siberica намерена включить в ассортимент 580 новых товаров, в том числе продукцию для ароматерапии, устройства для сексуального здоровья, массажеры, биологически активные добавки (БАД). Они будут разрабатываться компанией как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими производителями, рассказывает представитель компании. Он уточнил, что включение в ассортимент товаров для женского здоровья (продукции для интимного здоровья и гигиены, ароматизаторов, гелей, смазок, массажеров, стимуляторов) продиктовано «высоким запросом на это направление».

Товары для интимной жизни уже предлагают такие косметические сети, как «Золотое яблоко» и «Л’Этуаль», а также ритейлер электроники и бытовой техники «Эльдорадо». Категория sexual wellness появилась в продаже в «Л’Этуаль» не так давно и сразу же продемонстрировала значительный рост, говорит представитель сети. Повышенным спросом, особенно под Новый год и 14 февраля, пользуются бренды Womanizer (производит, в частности, стимуляторы и проч.) и Satisfyer (секс-гаджеты). В «Эльдорадо» запустили онлайн-продажи товаров для взрослых по всей стране в начале февраля. Это одна из активно растущих категорий в России, в которой ритейлер видит перспективу, говорит представитель компании. В «Золотом яблоке» не ответили на запрос «Ведомостей».

В исследованиях европейских агентств отмечен рост продаж товаров для взрослых в 2020–2021 гг., в пандемию люди засели дома и посвятили больше времени интимной жизни, отмечает исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова. Она отмечает, что если говорить не о приспособлениях, а об интимкремах, маслах, гелях и проч., то их разработка и производство не занимают большое количество времени. А генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров напоминает, что такие товары дополняют косметическую продукцию и в целом попадают в целевую аудиторию ритейлера. У них высокая маржинальность, их удобно хранить и продавать, в том числе в онлайне.

Кроме товаров для взрослых Natura Siberica намерена расширить ассортимент и своего популярного бренда Oblepikha Siberica – в этом направлении она запустит продажи шампуней с кондиционерами, шампуней против перхоти и для кудрявых волос, а также БАДы. Представитель компании утверждает, что она «попытается отбить» часть аудитории у популярных в России продуктов, например Head & Shoulders от Procter & Gamble. Ее представитель не ответил на запрос. Natura Siberica также ведет переговоры с некоторыми гостиничными операторами о выпуске продукции для индустрии гостеприимства. В частности, такие планы обсуждаются с Cosmos Hotel Group (принадлежит АФК «Система», подтвердил ее представитель.

За счет расширения ассортимента Natura Siberica пытается вернуть лидирующие позиции на рынке после корпоративного и наследственного конфликта, отмечают эксперты. После смерти основателя группы Андрея Трубникова в январе 2021 г. на доли компании претендуют двое детей от первого брака, ребенок от второго брака и третья жена бизнесмена Анастасия Трубникова. Производство у компании на время останавливалось. Из-за этого, а также из-за пандемии ей удалось сохранить лишь 73 магазина из 82. Как следствие, если в конце 2020 г. Трубников оценивал бизнес Natura Siberica в $500 млн, то сейчас это $100 млн, сообщал The Bell. Снижение напряженности в компании может быть связано с планами инвесторов выкупить бизнес группы. Один из таких потенциальных инвесторов – АФК «Система». В конце года гендиректором ряда компаний группы стал бывший исполнительный директор корпорации Феликс Либ. «Natura Sibericа для нас инвестиционно привлекательный бизнес, в котором мы видим большой потенциал», – сообщил представитель АФК «Система». По его словам, компания находится в диалоге со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с наследниками.

Говорить о наличии мира между наследниками преждевременно, по крайней мере пока юридически оформленного мирового соглашения ни в одном из десятка рассматриваемых в арбитражном суде дел нет, отмечает управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Дмитрий Просвирин. Параллельно продолжаются разбирательства в арбитражных судах касательно управления активами.

Что касается конфликтов с контрагентами, то, по словам представителя Natura Sibericа, споры с ними близки к завершению. 19 исков с поставщиками закончились мировыми соглашениями, еще шесть заявлений отозваны, по 18 компания находится в переговорах с партнерами.

Компания была одним из лидеров в масс-маркете и среди российских производителей «натурального» направления и, хотя рынок и перенасыщен брендами, кажется, потребитель не успел забыть ее бренды, считает Скоробогатова. Восстановлению бизнеса группы поможет и ее развитие на зарубежных рынках (продукция компании продается в 70 странах), считает директор по развитию компании «Смарт консалт груп» Анна Валуева. По ее словам, несмотря на то что позиции Natura Sibericа в Европе просели и из-за скандалов ее капитализация за 1,5 года снизилась более чем в 5 раз, ее бренды, ассоциирующиеся с «русской экзотикой», все еще весьма узнаваемы во многих странах. Тем не менее она считает, что основные инвестиции пойдут не на разработку продукта, а на брендинг и маркетинг. Если компания просто удачно перезапустит 600 своих продуктов разных линий, вполне возможно, что это даст больший эффект, чем реальные разработки новинок, резюмирует эксперт. С ней согласен и Бурмистров, который уточняет, что помимо маркетинга компании придется потратиться на перезаключение контрактов, чтобы возобновить поставки и вернуться на полки сетей. Компании, конечно же, будет проще, чем новому поставщику, но фактически такая остановка производства очень сильно подрывает развитие бренда, поэтому Бурмистров не ожидает быстрого восстановления продажи до докризисного уровня.