Национальная авиакомпания Украины лишилась пятой части парка

Страховщики и лизингодатели испугались вторжения России
МАУ не первая украинская авиакомпания, столкнувшаяся со сложностями
МАУ не первая украинская авиакомпания, столкнувшаяся со сложностями / Анатолий Степанов / ZUMA / ТАСС

Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) получила официальное сообщение от страховых компаний о прекращении страхования части самолетов для полетов в воздушном пространстве Украины «в связи с внешнеполитической ситуацией», говорится в сообщении перевозчика. По требованию лизингодателей МАУ отправила пять Boeing 737-800 в Испанию, остальные 20 бортов продолжат эксплуатироваться перевозчиком.

Ситуация накалена на фоне заверений официальных лиц США в том, что Россия намерена начать военные действия на территории Украины. 11 февраля 2022 г. советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Россия якобы может напасть на Украину до конца Олимпиады в Пекине, которая продлится до 20 февраля. 13 февраля Салливан снова сделал заявление – что вторжение может начаться «в любой момент», но он не знает, когда именно: «Конечно, это может случиться после Олимпиады. Или – такое все еще возможно – Россия может избрать путь дипломатии».

Bloomberg, Spiegel и ряд других изданий сообщали со ссылкой на источники, что нападение состоится 15–16 февраля. США и их союзники начали эвакуацию персонала и членов семей сотрудников посольств из Киева и предупредили об опасности поездок на Украину.

Российские официальные лица неоднократно отрицали существование каких-либо планов нападения. 12 февраля помощник президента РФ по международным вопросам Юрий Ушаков заявил о «беспрецедентном нагнетании американскими официальными лицами истерии о якобы неминуемом вторжении России на Украину».

Парк МАУ состоит из 25 самолетов: 16 Boeing 737-800, пять Embraer 190, два Embraer 195, по одному Boeing 767 и Boeing 777. Помимо пяти воздушных судов, которые возвращаются лизингодателям, еще два самолета авиакомпании отправляются на плановое техобслуживание двигателей в Белград, говорится в сообщении МАУ. Компания заявляет, что прилагает усилия и ведет переговоры со страховыми компаниями, министерством инфраструктуры Украины, государственной авиационной службой и надеется на взаимопонимание, отмечается в релизе.

МАУ не первая украинская авиакомпания, столкнувшаяся со сложностями. Boeing 737 украинского авиаперевозчика SkyUp, летевший с Мадейры в Киев, сел в Кишиневе из-за запрета лизингодателя самолета заходить в украинское воздушное пространство («Ведомости» писали об этом 13 февраля). По словам гендиректора авиакомпании Дмитрия Сероухова (его слова приводятся на сайте SkyUp), 12 февраля мировые страховые компании сообщили украинским авиаперевозчикам, что в течение 48 часов прекращают страхование самолетов для полетов в воздушном пространстве Украины. Это связано с повышенным риском начала боевых действий. Владельцы самолетов – лизинговые компании – требуют возвращения судов на территорию ЕС. SkyUp была вынуждена прекратить продажу билетов на рейсы 14–16 февраля.

12 февраля нидерландская KLM заявила о прекращении полетов на Украину. Представители Air France и Lufthansa заявили информагентствам, что могут рассмотреть вопрос о приостановке полетов на Украину. Норвежский лоукостер Norwegian также приостановил полеты над Украиной 14 февраля из-за ситуации с безопасностью, сообщила авиакомпания.

Это нормальное поведение бизнеса, лизинговых компаний, которые попытаются вывести технику из потенциально опасной зоны, ранее говорил «Ведомостям» главный редактор отраслевого портала avia.ru Роман Гусаров.

МАУ занимает около 40% рынка авиаперевозок Украины и является его лидером, говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «В ближайшие два дня, в которые анонсировано «вторжение», вероятно, перевозки из и на Украину по воздуху практически встанут из-за стремления вывезти самолеты. Большинство украинских авиакомпаний (Bees Airline, Bravo Airways, SkyUp) эксплуатируют американские и европейские машины Boeing и Airbus, а также бразильский Embraer и франко-итальянский ATR», – сказал Пантелеев.

При отсутствии официального запрета и закрытия воздушного пространства въехать и выехать из страны по воздуху будет затруднительно с учетом того, что и иностранные авиакомпании отменили рейсы или заняли выжидательную позицию, отмечает эксперт. Но в стране есть и менее крупные перевозчики, вроде Motor Sich Airline, эксплуатирующие небольшие самолеты, в том числе советскую или построенную на Украине технику, говорит Пантелеев. Такие самолеты чаще всего находятся в прямой собственности, а не взяты в лизинг, и вывозить их из страны не нужно. «В целом ситуация не означает катастрофу: для Украины авиатранспорт не является критически важным, поскольку пересечь страну можно за сутки на автомобиле или поезде», – резюмирует он.