Сумма сделок по покупке компаний в сельском хозяйстве выросла в 3 раза

Многие аграрии готовы продать бизнес из-за удорожания активов
В условиях волатильности цен на сельскохозяйственную продукцию земля служит защитным активом, который позволяет сохранить капитал
В условиях волатильности цен на сельскохозяйственную продукцию земля служит защитным активом, который позволяет сохранить капитал / Евгений Разумный / Ведомости

В 2021 г. в агропромышленном комплексе России заключено сделок по слияниям и поглощениям на сумму $1 млрд, подсчитал Россельхозбанк. Это в 3 раза больше аналогичного показателя в позапрошлом году. Основными покупателями активов остаются крупные российские стратегические инвесторы, которые прежде всего интересуются растениеводством и инфраструктурой – элеваторами, портами, транспортом, говорит заместитель директора департамента крупного бизнеса Россельхозбанка Дмитрий Бронников. Он также отмечает и растущий интерес к сельскому хозяйству со стороны непрофильных игроков.

Крупнейшей сделкой 2021 г. стала продажа группой Tonnies крупного производителя свинины АПК «Дон» (мощностью свыше 112 000 т в год) таиландской Charoen Pokphand Foods (CP Foods) за 22 млрд руб., говорится в материалах Россельхозбанка. Кроме того, группа компаний «Сибагро» выкупила фирму «Промагро», которой принадлежат три свинокомплекса, мясоперерабатывающее, комбикормовое производство и 42 000 га сельскохозяйственных земель. «КДВ-групп» (производитель «Кириешек», «Бабкиных семечек», сладостей «Яшкино» и др.) покупала молочные и растениеводческие активы у агрохолдинга «Красный Восток» и датских Danrus Agro, Avgas и т. д., продолжает представитель банка.

Инвесторов привлекает рост маржинальности агропромышленного комплекса за последние два года, особенно в растениеводстве, рассказывает Бронников. Рентабельность EBITDA сельскохозяйственных культур, по его словам, может достигать 50%. Представитель «Русагро» называет маржинальность такого бизнеса исторически высокой. У самой группы за девять месяцев прошлого года она выросла на 17 процентных пунктов в сравнении с аналогичным периодом 2020 г. и достигла 51%. Но фактор роста этого показателя у аграриев уже компенсирован опережающим ростом цен на удобрения и средства защиты растений, говорит собеседник «Ведомостей».

Спрос на активы в растениеводстве на фоне увеличения цен на сельхозкультуры в последние несколько лет рос, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. По его словам, покупателями таких активов, как правило, выступают потребители растениеводческого сырья, прежде всего животноводы, а также непрофильные инвесторы.

Но если раньше владельцы земельных участков не спешили с ними расставаться, то начиная с прошлого года они стали охотнее принимать предложения. Это связано в том числе с ростом цены: в прошлом году в Центральной России на отдельные участки она превышала «немыслимые прежде» 250 000 руб./га, что примерно в полтора-два раза больше, чем в последние год-два. Также, по мнению Рылько, на ситуацию влияет и неопределенность на рынке в связи с госрегулированием. В отношении основных культур действуют ограничения на экспорт (плавающие пошлины и квоты на вывоз), напоминает эксперт.

Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко тоже отмечает высокий спрос на землю. В условиях волатильности цен на сельскохозяйственную продукцию она служит защитным активом, который позволяет сохранить капитал, считает он. По словам гендиректора племенного хозяйства «Лазаревское» Кристины Романовской, в свиноводстве игроки тоже укрупняются и два проданных предприятия (АПК «Дон» и «Промагро») в последние годы входили в топ-20 компаний на этом рынке.

Покупатели стремятся укреплять вертикальную интеграцию: в связи с высокой инфляцией и ростом затрат многие из них снижают риски за счет включения в свои структуры поставщиков сырья, говорит Бронников. Это помогает контролировать расходы. С этим согласен и главный аналитик группы «Черкизово» Рустам Хафизов. По его словам, тем самым компании снижают риски нарушения цепи поставок и обеспечивают предсказуемое ценообразование при производстве. Это в конечном итоге позволяет избежать увеличения цен для потребителей. Само «Черкизово» в прошлом году приобрело производителя мясных изделий «Пит продукт», а также одного из лидеров индейководства – группу «Краснобор».

Около половины объема сделок пришлось на выкуп проблемных и предпроблемных активов, имущества или прав требований, продолжает Бронников. Такие сделки были, например, у группы «Дамате» – она приобрела права требования к компаниям «Евродон» (производитель индейки) и «Донстар» (производитель мяса утки). Раньше они входили в периметр бизнеса ростовского бизнесмена Вадима Ванеева, но столкнулись с финансовыми трудностями и в итоге обанкротились. «Дамате» уже восстановила производство индейки и утки на этих предприятиях, говорит заместитель генерального директора по экономике и финансам ГК «Дамате» Станислав Варич. По его словам, на рынке периодически появляются предложения по покупке как действующих непроблемных активов, так и компаний в затруднительном финансовом положении.

Несмотря на рост, на сделки по слияниям и поглощениям в сельском хозяйстве и смежных секторах приходится всего 3% от их общего объема в стране, говорит Бронников. В среднесрочной перспективе агропромышленный комплекс продолжит привлекать инвесторов: в ряде подотраслей консолидация все еще низкая, есть активы с высокой долговой нагрузкой, сохраняется интерес иностранных инвесторов. Кроме того, у крупных агрохолдингов и производителей продуктов питания будет потребность в еще большем обеспечении собственным сырьем, развитии глубокой переработки, логистики, инфраструктуры и т. д.

В условиях волатильности цен на сельскохозяйственную продукцию земля служит защитным активом, который позволяет сохранить капитал