Специализирующийся на генетических тестах холдинг «Атлас» выходит на рынок Японии
Эти услуги набирают популярность во всем миреБиомедицинский холдинг «Атлас» создал дочернюю компанию Atlas Japan GK и открыл офис в Японии, начав с 2021 г. продавать там два продукта: генетические тесты и тесты микробиоты для изучения бактериального состава кишечной среды, сообщил «Ведомостям» его основатель и генеральный директор Сергей Мусиенко. Информация об этом содержится и на сайте японского подразделения группы. Инвестиции в запуск проекта Мусиенко оценивает в $500 000, это собственные средства «Атласа». Они пошли на регистрацию юридического лица на территории страны, наем персонала, выстраивание операционных процессов и маркетинг.
Выбор Японии Мусиенко объясняет тем, что рынок в этом регионе быстро растет и местные власти и страховые компании поощряют тренд на превентивную медицину и продление периода активного долголетия у населения. В этой стране даже существует система бонусов за прохождение клиентом определенного количества шагов и кэшбэка, если по итогам диспансеризации у человека улучшились показатели индекса массы тела. Болезни, связанные с образом жизни, составляют около 30% национальных медицинских расходов и около 50% числа смертей, следует из данных японской ассоциации профилактики заболеваний образа жизни.
К 2025 г. «Атлас» рассчитывает попасть в тройку лидеров рынка генетического тестирования потребительского сегмента, который, по собственным оценкам компании, составляет около $60 млн. Ожидаемая ежегодная выручка в этом направлении – от $5 млн. На рынке исследований микробиоты «Атлас» намерен занять 70% японского рынка, его емкость всего $3 млн. Прогнозная выручка к 2025 г. – от $3 млн в год. Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов считает, что «Атласу» будет непросто развиваться на японском рынке. Основным фактором успеха, по его словам, станет продвижение. «Если продукт будет уникальным или иметь конкурентоспособную цену, выполнить заявленные планы возможно», – говорит эксперт.
Для чего нужны тесты
Генетический тест способен показать эффективность действия фармацевтических препаратов для конкретного человека. Его используют будущие родители для определения мутаций, которые может унаследовать ребенок. Кроме этого есть тесты на отцовство и отдельная категория – развлекательная генетика: с помощью таких исследований можно узнать этническую принадлежность, родословную и найти родственников, а также выявить спортивные способности и таланты человека.
Тест микробиоты используется для подбора продуктов, нужных бактериям, живущим в кишечнике, для снижения рисков ожирения и других болезней – диабета, рака и т. д.
Основными конкурентами «Атласа» в Японии являются локальные компании в области генетического тестирования – Genelife, DeNA Lifesciense и MyCode, а в исследованиях микробиоты – Cykinso. При этом на японском рынке конкуренция все равно ниже, чем в европейских странах, рассказывает Мусиенко. По его словам, стоимость генетических тестов и тестов микробиоты «Атласа» в Японии на 30% дороже, чем в России, она составляет $260 за каждый. Генетические тесты в основном приобретают японские мужчины, а тесты микробиоты пользуются популярностью у женщин, следящих за своим питанием или имеющих проблемы с желудочно-кишечным трактом, пояснил Мусиенко. Как и в России, в Японии «Атлас» проводит исследования биоматериалов внутри страны на базе лабораторий-партнеров.
Мировой рынок генетического тестирования, ориентированного на потребителей, в 2020 г. оценивался в $971,7 млн, следует из отчета аналитической компании Reportlinker. По прогнозам ее экспертов, к 2026 г. он удвоится до $1,9 млрд. Сегмент тестирования, направленного на предупреждение развития заболеваний (именно на это «Атлас» делает упор в Японии), через четыре года достигнет $373,2 млн. Местный рынок генетического тестирования, по данным Reportlinker, будет расти до 2026 г. на 11,3% в год. Для сравнения: для США, лидера этого сегмента с долей в 43%, этот показатель ожидается на уровне 15,2%, для Канады – 13,1%, для Германии – 12,6%.
Глобальный рынок терапии и диагностики микробиома (микробиом – сообщество микроорганизмов, населяющих определенную среду) человека в 2021 г. оценивается аналитической компанией Mordor Intelligence в $599 млн. С 2022 по 2027 г. аналитики ожидают, что он будет ежегодно расти в среднем на 15,04%. Причем самый быстрорастущий сегмент рынка, по мнению аналитиков, будет сосредоточен в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По оценкам исследовательской компании BCC Research, мировой рынок лекарств и средств диагностики на основе микробиома человека к 2024 г. может достичь почти $9,9 млрд.