Игрушки и товары для творчества могут подорожать в 1,5 раза
Минпромторг предлагает ввести обязательную маркировку еще и на такую продукциюМинпромторг обратился в Ассоциацию предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) с предложением ввести обязательную маркировку на некоторые виды игрушек и товаров для творчества. «Ведомости» ознакомились с текстом письма. Из него следует, что речь идет, к примеру, о красках, пластилине, смесях для лепки, куклах и фигурках людей и животных, настольных играх (конструкторы и модели для сборки, головоломки и т. д.), самокатах, игрушечных гоночных автомобилях и оружии, электронных играх с экранами и проч. В АИДТ получение такого письмо подтвердили. Вопрос введения маркировки действительно рассматривается, подтвердил представитель Минпромторга. По его словам, по результатам проработки перечня конкретных позиций детских товаров с государственными органами и бизнесом ведомство подготовит проект постановления правительства о проведении эксперимента на добровольной основе. Такая мера, как правило, проводится перед обязательным внедрением системы, отмечают два участника рынка. Тем более что, по их данным, проект постановления правительства уже подготовлен, а сам эксперимент должен стартовать 1 июня.
Необходимость в маркировке представитель Минпромторга объясняет тем, что, по данным АИДТ, объем контрафакта в сегменте лицензионных детских игрушек, в частности с использованием анимационных образов, в 2021 г. превысил 43%. Представитель самой ассоциации уточняет, что доля поддельных товаров действительно высока лишь в 4–5 из 215 категорий детской продукции – в основном это куклы, настольные игры, конструкторы и машинки. Здесь введение маркировки, по словам президента АИДТ Антонины Цицулиной, может помочь с обелением рынка, но в распространении этой системы на все категории нет необходимости – ни производители, ни дистрибуторы, ни розничные сети к этому просто не готовы. Президент Inventive Retail Group (дистрибутор брендов Mattel, Lego, Hasbro, Chicco, Spin Master) Тихон Смыков добавляет, что проблемы контрафакта у цивилизованных продавцов нет, хотя у небольших несетевых магазинов или рынков, а также у онлайн-ритейлеров она может стоять остро. На рынке товаров для творчества почти нет контрабанды и контрафакта, говорит директор по развитию сети магазинов «Леонардо» Борис Кац. Не подделывают в России и настольные игры и модели для сборки, утверждает гендиректор старейшего в России производства «Звезда» Евгений Панов.
Маркировка «Честный знак» внедряется в России уже несколько лет для борьбы с нелегальным оборотом товаров, система стала обязательной для минеральной воды, молочной продукции, сигарет, шуб, лекарств и т. д. Она уже затрагивает ряд категорий детских товаров, среди которых детская одежда (блузки и верхняя одежда), постельное белье, обувь, антисептики для детей (стадия эксперимента), велосипеды и кресла-коляски. Оператором системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.
Утильсбор ударит по игрушкам
Минприроды предлагает ввести утильсбор на ряд категорий детских игрушек, мебели и канцтоваров. Механизм, согласно проекту, вступит в силу уже с 1 января 2023 г. Стоимость конечной продукции вырастет в любом случае – и если компания предпочтет платить утильсбор, и если начнет заниматься утилизацией и переработкой во вторсырье сама, отмечает генеральный директор ГК «Аскона» Александр Манёнок. У производителей игрушек такого выбора не будет: технический регламент ЕАЭС запрещает использование вторсырья при их производстве, напоминает президент АИДТ Антонина Цицулина. Ассоциация предлагает снять ряд ограничений с отрасли касательно материалов и лишь потом, не раньше 2024–2025 гг., вводить утильсбор.
Введение маркировки не приведет к существенному росту цен на игрушки и детские товары, уверяет заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов. По его словам, «наклеивание еще одной марки стоимостью 50 коп. (без НДС) на упаковку даст минимальную нагрузку на предприятия». Участники рынка с этим не согласны.
Покупкой кода их траты не ограничиваются. Так, «Детский мир», который с 2018 г. маркирует часть своей продукции, только в прошлом году потратил на марки 16 млн руб., а еще 40 млн руб. – на поддержку и доработку IT-системы для отслеживания товара от производителя до кассы, говорил в декабре начальник управления по развитию технологий компании Мустафа Курмалеев. Кац напоминает, что на каждом этапе длинной цепочки движения товара требуется сканировать код, а это каждый раз добавляет 5–10 руб. к стоимости товара. Для цены, к примеру, шубы 50 руб. несущественны в отличие от детских игрушек и школьных товаров, таких как краски, пластилин и проч. По его словам, введение маркировки приведет к тому, что самые дешевые товары подорожают на 30–50%. В итоге магазины откажутся от них из-за нерентабельности и все это ударит по незащищенным слоям населения, резюмирует Кац. Аналогичные опасения у директора фабрики кукол «Весна» Ольги Доротюк. По ее словам, около 36% выпускаемого фабрикой ассортимента – игрушки ценой менее 150 руб., поэтому даже незначительное повышение цены будет чувствительно для потребителя. Цицулина также считает, что введение маркировки приведет к росту стоимости игрушек и товаров для творчества в среднем на 10%. Представители Mattel (бренды Barbie, Hot Wheels, Fisher-Price, Enchantimals и др.) и Lego на запросы «Ведомостей» не ответили.
Распространение системы маркировки на игрушки влечет за собой еще и технические сложности у компаний. Это не просто закупка наклеек, это огромная IT-система, которая должна работать на всех этапах, объясняет директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. По его словам, у отрасли уже есть опыт маркировки аналоговых фотоаппаратов, но пока участники рынка сталкиваются с техническими и организационными проблемами из-за ее введения. Пользы от нее нет, так как электроника – один из самых легальных рынков в России, утверждает Гуськов.
Более того, по его словам, сегодня любой производитель может купить коды для товара, который нарушает права на чей-то товарный знак, и таким образом продавать маркированный контрафакт. Для маркировки мелкой продукции, которая отгружается сотнями тысяч экземпляров, нужно закупать отдельное оборудование, отмечает Панов. Он опасается потерять до 15% дистрибуторов – это небольшие фирмы, которые не работают с системой электронного документооборота, необходимой для прослеживания товара. У «Весны» доля таких покупателей еще выше – около 70%, отмечает Доротюк.
Кроме того, уже больше года в ЦРПТ не могут разъяснить ряд вопросов, связанных с интернет-торговлей, например как выводить товар из оборота, если он продан через интернет-магазин, а доставляется сторонним сервисом, рассказывает Гуськов. Он напоминает, что маркетплейс не всегда является собственником продукции и как отпускать проданные через него товары по новым правилам, непонятно. Об этой проблеме говорил и Курмалеев, рассказывая, что компании приходится списывать качественный и легальный товар, если пострадала или отклеилась марка.
Объем российского рынка игрушек в 2020 г., по данным Росстата, составил 179 млрд руб. Оборот нелегальных товаров в этой категории компания BrandMonitor в том же году оценивала в 30 млрд руб. По подсчетам «Ведомостей», исходя из данных Федеральной таможенной службы, импорт в Россию игрушек из вышеперечисленных категорий составил $1,3 млрд в 2020 г. и $1,5 млрд в 2021 г.