Продажи слабоалкогольных коктейлей в России резко выросли

Их популярность во всем мире растет, а в нашей стране им помогла и реформа виноделия
В России растущая популярность коктейлей обусловлена тем, что производители выводят на рынок все больше новинок
В России растущая популярность коктейлей обусловлена тем, что производители выводят на рынок все больше новинок / PIXABAY

Продажи слабоалкогольных коктейлей (к ним обычно относятся готовые напитки джин-тоник, ром-кола и т. д.) в 2021 г. выросли на 24,3% в натуральном выражении, по данным NielsenIQ. По динамике продаж это вторая категория алкогольных товаров после джина. Похожие выводы и у Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА): по его данным, производство слабоалкогольных напитков с содержанием спирта не более 9% (к ним как раз и относятся коктейли) выросло на 58% до 15,1 млн дал, а в сравнении с 2019 г. – почти вдвое.

В прошлом году во многих странах мира увеличился спрос на слабоалкогольные напитки, рассказывает руководитель группы по работе с клиентами компании NielsenIQ Павел Фунтиков. Например, к началу 2021 г. продажи хард-зельцеров (газированные слабоалкогольные коктейли) в денежном выражении росли в Великобритании почти на 3000%, в США – на 250%, а в Сингапуре – на 45%. В основном такую продукцию предпочитает молодая аудитория. Об этом же говорит и совладелец дистрибутора АСТ Леонид Рафаилов, который отмечает, что этот тренд становится все более популярным у молодого поколения. У самой компании, по его словам, такой продукции пока нет, но, возможно, она появится уже к лету 2022 г. Фунтиков добавляет, что в России растущая популярность коктейлей обусловлена тем, что производители выводят на рынок все больше новинок. У группы компаний «Руст» (входит в топ-3 производителей, ее бренды – Sunny Breeze, Amore, Bravo) продажи коктейлей выросли на 13% до 1,25 млн 9-литровых коробов, рассказывает ее представитель. Он связывает их популярность с интересом потребителей к напиткам с меньшим содержанием алкоголя и с тем, что сама компания расширяла дистрибуцию в различных каналах сбыта.

По словам директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, такая динамика производства и продаж коктейлей может быть связана также и с реформой виноделия. Во-первых, ставки акциза по винным напиткам в 2020 г. резко повысили. Во-вторых, после вступления в силу в июне 2020 г. закона о виноградарстве и виноделии такая продукция попадает в категорию «не является вином» и особым образом выделяется при продаже. В связи с этим многие производители, в основном негазированных винных напитков, отказались от них. А потребители в поисках недорогой альтернативы стали чаще покупать коктейли. Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин говорит, что часть производителей винных напитков и фруктовых вин просто переименовала продукцию в коктейли, чтобы не попадать под новое регулирование. Но состав при этом остался прежним, замечает эксперт.

По данным ЦИФРРА, производство винных напитков действительно заметно сократилось: на 42% в сравнении с показателем 2020 г. до 6,3 млн дал. По отношению к 2019 г. снижение было в четыре с половиной раза. Потребители такой продукции – женщины, они прежде всего переключились на коктейли, пивные напитки и другую продукцию, считает Дробиз.

Слабоалкогольные коктейли были популярны в России в начале 2000-х, тогда их потребление составляло около 50 млн дал в год, продолжает он. В дальнейшем оно сокращалось из-за ужесточения акцизной политики, борьбы государства с рынком алкогольных энергетиков и т. д. По мнению Дробиза, идея ужесточать регулирование винных напитков недальновидна: это недорогой аналог вина, не содержит в составе добавленного спирта. Сейчас же часть потребителей переключаются на спиртосодержащие коктейли, а это совсем другая культура потребления. В итоге винодельческий рынок теряет часть лояльной аудитории, полагает эксперт.