Бизнес не смог помешать отмене льготного присоединения к электросетям

Для предприятий подключение может подорожать в 2–4 раза
Бизнес оценивает свои потери от роста стоимости присоденинения к электросетям в 45–50 млрд руб. в год
Бизнес оценивает свои потери от роста стоимости присоденинения к электросетям в 45–50 млрд руб. в год / ТАСС

Профильный комитет Совета Федерации (СФ) по экономической политике 10 февраля поддержит закон об отмене льгот при подключении к электросетям. Об этом сообщил «Ведомостям» возглавляющий комитет сенатор от Санкт-Петербурга Андрей Кутепов. «Мы поддерживаем его, закон правильный. Были одни экономические условия [при введении льготного присоединения], сейчас они другие», – сказал он.

Законопроект предусматривает поэтапную отмену льготного подключения мощностей до 150 кВт к электросетям, как правило использующихся малым и средним бизнесом (МСП). С октября 2017 г. бизнес не оплачивает так называемую последнюю милю, т. е. расходы на строительство сетей от существующих энергообъектов до присоединяемого оборудования. С 1 июля 2022 г. потребители должны будут оплачивать половину этих затрат, а с 1 января 2023 г. – 100%. Кроме того, закон разрешает энергетикам с 1 января 2024 г. включать в цену техприсоединения так называемую инвестиционную составляющую при подключении оборудования мощностью более 150 кВт (такую возможность власти отменили в 2011 г.).

Госдума приняла закон в третьем чтении в конце января 2022 г. 10 февраля его рассмотрит комитет СФ, а на пленарной сессии 11 февраля он может быть одобрен (далее он отправится на подпись президента). Собеседник «Ведомостей», близкий к руководству СФ, говорит, что по поводу данного закона «действительно были разногласия внутри правительства, но их удалось урегулировать». Возвращать его в Госдуму не планируется, уточняет он.

Принятию закона активно противодействовал бизнес. Возглавляющий «Опору России» Александр Калинин в феврале 2022 г. направил письмо спикеру СФ Валентине Матвиенко с просьбой не поддерживать закон в текущем виде и создать рабочую группу для его доработки. Аналогичная позиция, по данным «Ведомостей», была направлена первому вице-премьеру Андрею Белоусову. «В случае принятия законопроекта в представленной редакции возникают риски включения в состав выдаваемых на присоединение техусловий избыточных мероприятий (по реконструкции энергосети), обосновать и подтвердить действительную необходимость которых для заявителя будет очень сложно», – говорится в документе (есть у «Ведомостей»). В письме «Опоры России» суммы дополнительных расходов МСП от отмены льгот не приводятся. Калинин уточнил «Ведомостям», что только по объектам «Россетей» без учета других сетевых компаний они могут составить до 14 млрд руб. ежегодно.

Потенциальные издержки на подключение крупного бизнеса оцениваются втрое выше, следует из письма председателя РСПП Александра Шохина председателю Госдумы Вячеславу Володину (копия документа есть у «Ведомостей»). По оценке Шохина, дополнительные расходы для инвестпроектов энергоемких предприятий составят до 40 млрд руб. в год. Отмена введенного в 2011 г. запрета включения инвестсоставляющей на развитие общей для всех инфраструктуры приведет к подорожанию присоединения оборудования более 150 кВт как минимум в 2–4 раза, пишет глава РСПП. «Данное решение станет барьером для выполнения цели по увеличению реального роста инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г., зафиксированной указом президента от 21 июля 2020 г.», – говорится в документе.

«Деловая Россия» не направляла писем по этому поводу в правительство или парламент, говорит представитель объединения. Но негативная оценка последствий принятия закона была высказана представителем организации Еленой Киселевой (владелец инвестиционно-строительной компании «Статус») на встрече с президентом Владимиром Путиным 3 февраля. «От этого пострадают прежде всего малые инвесторы, особенно в регионах», – говорила она.

По словам Кутепова, закон направлен на то, чтобы не приходилось строить новые линии электропередачи (ЛЭП), которые впоследствии оказываются не востребованы потребителями. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что, хотя часть затрат на техприсоединение компенсируется сетевыми компаниями в тарифе на передачу электроэнергии, выпадающие доходы сетей с 2009 г. из-за льгот уже составили 54,7 млрд руб. Будущие потери оцениваются в 10 млрд руб. в год недополученных платежей. Для сравнения – чистая прибыль «Россетей» за 2018–2020 гг. составила суммарно около 291 млрд руб., следует из отчетов компании.

Компромиссное решение

Часть льгот, по словам Калинина, все же будет сохранена, а условия их предоставления пропишут в постановлении правительства, которое сейчас разрабатывается Минэнерго. «В правительстве прошло несколько совещаний по этому поводу уже после нашего обращения в СФ с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова. Договорились, что постановление не будет принято без общественного обсуждения и консультаций с бизнесом», – сказал он. Это подтвердил «Ведомостям» представитель Белоусова.

И Калинин, и Кутепов указывают на злоупотребления со стороны предпринимателей при подключении к энергосетям, которые подзаконный акт должен пресечь. В частности, этим пользуются девелоперы, которые сознательно «дробят» подключаемую мощность на отдельные линии меньше 15 кВт, чтобы оплачивать подключение каждой по минимальному льготному тарифу для населения в 550 руб. При этом стоимость электрифицированного участка возрастает в разы. Схему такой экономии описывал Белоусов на совещании у президента 3 февраля: «Фактически вешают (регистрируют) этот дом на малую компанию и распространяют на весь жилой дом такого рода льготы. Это достаточно массовый пример. Я дал поручение посмотреть, у нас 850 000 примерно подключений [в год], сколько приходится на подобного рода случаи».

Белоусов признавал, что новые условия подключения могут многократно увеличить стоимость техприсоединения: «Цена для подключения, если сейчас она составляет чуть больше 5000 руб., по расчетам Минэнерго, подскакивает минимум до 400 000 руб., а по некоторым уже конкретным случаям, из Краснодарского края коллеги приводили пример, существенно больше 1 млн руб.».

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр отмечает, что льготное техприсоединение, принятое во времена борьбы за высокие места РФ в уже отмененном рейтинге Doing Business (где за счет этого показателя были достигнуты отличные показатели), имело существенные ограничения. «Во-первых, реализация техприсоединения зачастую не приводила к увеличению потребления и загрузка этих мощностей существенно отставала от прогнозной. А содержание недозагруженных сетей ложилось на прочих потребителей и снижало маржинальность сетевого комплекса. Во-вторых, эти инвестресурсы – фактически из кармана «Россетей» – отвлекались от основной инвестпрограммы, снижая вложения в обновление основных фондов и повышение надежности энергоснабжения», – говорит эксперт.

Общие расходы на техприсоединение за последние 13 лет Скляр оценивает в 166 млрд руб. Оплата расходов по организации последней мили должна лечь на потребителя, уверен аналитик, хотя это может оказаться существенным, особенно для объектов, удаленных от подстанций. Для «Россетей» изменения правил могут привести к росту чистой прибыли на 5–7 млрд руб. ежегодно, или около 5% от чистой прибыли по МСФО, говорит он.

В «Россетях» оценили объем выпадающих доходов за период действия расширенных льгот для потребителей категории до 150 кВт в 23 млрд руб. ежегодно. а за период 2009–2020 гг. – в 190,4 млрд руб. По предварительным данным, в 2021 г. было осуществлено 349 000 подключений суммарной мощностью 16 620 МВт. Из них подавляющая часть (322 000 подключений) пришлась на заявки до 15 кВт, до 150 кВт – 21 000 подключений и лишь 4000 – более 150 кВт. «Плата за технологическое присоединение к сетям для потребителей мощностью до 150 кВт включительно существенно ниже экономически обоснованного уровня. Объем заявок на техприсоединения льготной категории ежегодно составляет порядка 460 000 общей мощностью 7 ГВт, при этом фактически потребляемая мощность не более 20% от заявленной», – сообщил представитель «Россетей».

В «Сообществе потребителей энергии» (лобби энергоемких предприятий) суммарный прирост платы за техприсоединение по территориям компаний холдинга «Россети» оценивают в 45–50 млрд руб. в год. «Непонятно, зачем из одной крайности с льготами необходимо впадать в другую. Если принимать к возмещению все расходы по техприсоединению, которые сейчас содержатся в инвестпрограммах сетевой монополии, платеж для присоединения объекта мощностью более 150 кВт, например, в Поволжье может вырасти в 9 раз, а в Сибири – в 14», – сказал «Ведомостям» директор ассоциации Василий Киселев.

«Основная цель закона не отменить льготы, а перенастроить их, сделать более адресными, направив в сторону тех потребителей, которым они действительно нужны», – передал через представителя замминистра энергетики Павел Сниккарс. – При действующем механизме оплаты присоединения к сетям было много случаев, когда потребители в заявках на подключение запрашивали излишнюю мощность, так как стоимость такого присоединения для них практически не менялась». Все это выливалось, по словам чиновника, в избыточное сетевое строительство и, как следствие, создало дополнительную тарифную нагрузку для существующих потребителей.

«Законопроект закрепляет подходы по определению размера платы таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально исключить возможные злоупотребления и недобросовестное поведение со стороны потребителей при подаче заявки на подключение «про запас», а с другой – не допустить существенного роста затрат для уже работающих предприятий малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей, потребителей бюджетной сферы», – добавил он. Новый порядок техприсоединения, по словам Сниккарса, позволит повысить надежность работы сетей в регионах, особенно в период неблагоприятных погодных условий.

Управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко считает, что изменения не должны коснуться физлиц. «Плата за техприсоединение объектов мощностью до 15 кВт (на которую приходится подавляющее количество подключений населения) регулируется правилами техприсоединения, утвержденными постановлением правительства № 861 от 2004 г., в которые никаких изменений не вносится», – пояснил он.