Аналитики спрогнозировали в 2022 году замедление темпов роста перевозок в России
Превысить доковидный уровень 2019 года сможет только пассажирская авиацияТемпы роста грузовых и пассажирских перевозок в России в 2022 г. замедлятся, следует из данных Центра экономического прогнозирования Газпромбанка (ЦЭП ГПБ), с которыми ознакомились «Ведомости». Перевозки грузов увеличатся на 2,7% к предыдущему году, пассажиров – сразу на 20%. В 2021 г. рост грузоперевозок в РФ составил 4,4% к уровню 2020 г. «Рекордные цены на сырьевые товары на внешних рынках стимулировали экспортеров к наращиванию поставок, а восстановление потребления товаров и услуг домашними хозяйствами поддержало спрос на внутренние грузоперевозки», – говорится в обзоре ЦЭПа.
Грузам нужен транспорт
По данным ЦЭПа, наилучшую динамику показал сегмент авиадоставки, где рост почти на 30% был обеспечен заказами производителей готовой продукции и ритейлеров. Грузооборот морских портов в 2021 г. вырос на 1,7%, а контейнерооборот превзошел максимумы 2013–2014 гг.
Заместитель директора ПЭК Вадим Филатов говорит, что в 2021 г. рынок автомобильных грузоперевозок окончательно восстановился после падения в первый локдаун (2020 г.). Сегмент LTL (сборные грузы) вырос на 14%, по данным M.A. Research, сегмент FTL (генеральные грузы) увеличился на 12,2%. «В 2021 г. на рынке возник дефицит провозных мощностей. [До этого] часть транспортных компаний покинула отрасль, одна из главных причин – снижение рентабельности бизнеса», – отметил Филатов. По его словам, в прошлом году себестоимость грузоперевозки выросла на 20%. «Это связано с увеличением цены дизельного топлива на 10%, выросла стоимость и расходных материалов, запчастей, моторных масел в среднем на 40%», – пояснил он.
Разбалансированность мирового рынка из-за последствий пандемии оказала отрицательное влияние на цепочки поставок товаров по всему миру, отметил вице-президент компании Kuehne+Nagel в России и странах СНГ по морским перевозкам Марио Врлжичак. «В прошлом году порты были перегружены, что повлекло увеличение времени пребывания грузов в пути и не способствовало стабилизации ситуации с дисбалансом контейнеров. Грузовладельцы вынуждены были менять свои стратегии планирования, чтобы обеспечить доставку в срок», – пояснил он.
По мнению аналитика ЦЭП ГПБ Кирилла Никоды, рост грузооборота в 2022 г. составит 2,7%, в основном за счет роста спроса на услуги железнодорожного транспорта. По прогнозу ЦЭПа, объемы погрузки на железной дороге в текущем году могут превысить 1,3 млрд т и стать максимальными за период с 2008 г., а основными драйверами рынка будут восстановление транспортировки нефтепродуктов, рост перевозок угля, грузов в контейнерах, а также удобрений. Положительная тенденция по железнодорожным грузам позволит нарастить грузооборот и в морских портах в пределах 3,5% в 2022 г., считает Никода.
По итогам 2022 г. РЖД действительно планирует перевезти по сети 1,313 млрд т, что на 2,4% превышает показатели 2021 г. Перевозчик ожидает роста объемов по всем видам грузов, за исключением лесных, говорил в январе заместитель гендиректора монополии Алексей Шило.
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, основной рост ожидается в транзитных перевозках контейнеров по маршруту Китай – ЕС. «Пока железнодорожный путь на фоне роста стоимости морской транспортировки остается экономически привлекательным. Теоретически здесь можно ждать [роста в] 5–10% по итогам 2022 г. Будет ли продолжен рост экспорта угля, удобрений и продуктов питания, зависит от ценовой конъюнктуры рынков, которая может ухудшится на фоне ужесточения финансовой политики ФРС США», – пояснил эксперт.
Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов напомнил, что стоимость морских и мультимодальных перевозок растет с 2020 г. «Основным фактором можно считать COVID-19. Улучшения ситуации в 2022-м ждать не стоит, поскольку темпы распространения коронавируса все еще высокие», – говорит он. На фоне высоких ставок и ограниченных мощностей портов морские контейнерные отправки будут демонстрировать сдержанное развитие, считает руководитель отдела исследований и развития группы компаний AsstrA Виталий Вербилович.
Рынок автоперевозок, по оценкам ПЭК, в 2022 г. продолжит расти. Это связано с восстановлением многих отраслей экономики, отмечает Филатов. Например, только за январь – ноябрь 2021 г. оборот розничной торговли в России вырос на 7,5%. Увеличение объема промышленного производства в России составило в 2021 г. 5,2%, по данным Росстата. Рынок электронной коммерции вырос на 34%, по данным M.A. Research.
Границу пройти все сложнее
Но, по мнению экспертов, на сегмент окажут влияние внешние проблемы и ограничения. Заместитель гендиректора по работе с ключевыми клиентами компании Stalogistic Александр Видинеев отметил, что на автоперевозки уже повлияло снятие с 14 января 2022 г. карантина в Маньчжурии. «После его отмены система электронных очередей не заработала, а систему квот отменили. В связи с этим весь грузопоток был вынужденно перенаправлен на другие погранпереходы (через Казахстан и Монголию), которые не имеют соответствующей инфраструктуры. Все это в дальнейшем может привести к порче и потере товаров, подорожанию логистических услуг и увеличению транзитных сроков», – говорит он.
Также, по словам Видинеева, на автомобильные грузоперевозки по-прежнему будут влиять контрольно-пропускные мероприятия на белорусско-польской границе. «Из-за них могут нарушиться транзитные сроки доставки товаров, снизится оборачиваемость парка, что грозит увеличением стоимости перевозок из ЕС в Россию. Кроме того, компании будут вынуждены искать другие маршруты, что влечет за собой потерю времени, удорожание стоимости перевозки, повышение цен для потребителей», – добавил он. Руководитель отдела продаж направления «Европейская логистика» компании «Даксер» Максим Косенков рассказал, что рост ставок на автоперевозки в 2022 г. составит 20–30% по сравнению с усредненными значениями 2021 г. На это, по его словам, влияют дисбаланс спроса и предложения на рынке, а также заторы на погранпереходах и местах перегрузки.
В сегменте авиаперевозок повторения роста на 25%, вероятно, ожидать не стоит, отмечает Никода из ЦЭП ГПБ. Он прогнозирует замедление темпов роста перевозок в сегменте до 7–9% «на фоне постепенного удовлетворения отложенного потребительского спроса». Цены на авиафрахт остаются в 1,5–2 раза выше по сравнению со средними уровнями 2019 г., говорит эксперт.
Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев добавил, что динамика перевозок грузов авиатранспортом зависит от роста доходов населения, что увеличивает спрос на товары интернет-торговли, и стабилизация мировой экономики, в том числе ситуации с дефицитом микрочипов. «Зачастую электронику перевозят воздухом, и, если объемы производства и поставок будут увеличиваться, спрос на авиаперевозки тоже будет расти», – говорит эксперт.
По мнению Пантелеева, авиатранспорт несколько легче переносит глобальный логистический кризис. «Если морские и железнодорожные, а также автомобильные международные перевозки по-прежнему будут сталкиваться с трудностями, авиатранспорт для ряда категорий грузов будет выглядеть привлекательно», – резюмировал он.
Пассажиры полетят дальше
Пассажирооборот в 2021 г., по данным ЦЭПа, демонстрировал также более сильную динамику, чем прогнозируется на 2022 г. За прошлый год рост составил 38,5% (абсолютных цифр не приводится). Речь идет о перевозках железнодорожным, морским и авиатранспортом, уточнил представитель ГПБ. «Несмотря на внушительный рост пассажиропотока на 60% в 2021 г., международные пассажирские авиаперевозки по итогам года на 57% ниже уровня 2019 г. Вместе с тем на внутренних направлениях пассажиропоток авиакомпаний превысил докризисный показатель 2019 г. на 20%», – говорится в обзоре.
В январе Росавиация сообщала, что по итогам 2021 г. российские авиакомпании перевезли 111 млн пассажиров (+60% к показателям 2020 г.). При этом на внутренних авиалиниях было обслужено 87,5 млн человек, на международных – 23,5 млн, включая 6,5 млн по СНГ. Железнодорожным транспортом за 2021 г. перевезено 1,05 млрд пассажиров (в пригородном сообщении – 961,4 млн, в дальнем следовании – почти 92 млн), следует из данных РЖД. Это на 20,8% больше, чем за 2020 г. В доковидном 2019 году железнодорожным транспортом в России воспользовались 1,2 млрд раз.
При этом сегменту все еще мешает коронакризис, негативно влияющий на темпы восстановления потока, отмечается в обзоре. По словам Никоды, в 2022 г. основной драйвер роста сместится с внутреннего сообщения на международное. Причем основную выгоду из этого смогут извлечь авиакомпании. «Рост турпотока на традиционные курорты (Турция, Египет) и смягчение ограничений на посещение стран позволят им нарастить пассажиропоток на международных направлениях на 60% в 2022 г. А отставание от показателя 2019 г. сократится до 30%», – сказал он «Ведомостям». Но и на внутренних авиалиниях сохранится высокая загрузка. Рост себестоимости полетов из-за повышения цен на авиакеросин (подорожал на 40% в 2021 г.), увеличение расходов на персонал, аэропортовое обслуживание и технику, по прогнозам Никоды, приведет к росту средних цен на авиабилеты в 2022 г. на 8–10%. «Вместе с тем субсидирование ряда внутренних маршрутов и стимулирование туризма с помощью кэшбэка все же позволят нарастить пассажиропоток на 2–4% после достижения рекордных показателей в 2021 г.», – добавил эксперт.
Гришунин отмечает, что пассажиропоток внутри страны уже на 90% восстановился от уровня доковидного 2019 года. Выездной туризм при этом, по его прогнозам, будет восстанавливаться вплоть до конца 2023 г. Пантелеев считает текущие условия в целом благоприятными для восстановления авиатрафика, если не случится каких-то серьезных форс-мажоров (вроде обострения ситуации с Украиной). «Пассажирский сегмент пусть и не повсеместно, но уже вышел на доковидный уровень по внутрироссийским перевозкам (отдельные аэропорты и авиакомпании существенно превзошли этот уровень). По международному трафику мы приблизимся к 2019 г. за счет полетов по ключевым туристическим направлениям, а по внутреннему сохранится рост», – считает эксперт. Суммарно показатели внутренних и международных авиалиний в 2022 г. превысят показатели 2019 г., полагает Пантелеев.
В Росавиации и авиакомпаниях дополнительных комментариев «Ведомостям» не предоставили.