Экспортные «Агроэкспрессы» хотят запустить в Европу

Ускоренная доставка продуктов пользуется спросом, но логистику предлагается улучшить
Экспортеры скоропортящихся грузов доставляют продукцию с очевидным сокращением финансовых и временных издержек и предлагают китайскому покупателю свежую продукцию с максимальным остаточным сроком годности
Экспортеры скоропортящихся грузов доставляют продукцию с очевидным сокращением финансовых и временных издержек и предлагают китайскому покупателю свежую продукцию с максимальным остаточным сроком годности / Андрей Гордеев / Ведомости

В первом полугодии 2022 г. «РЖД логистика» (РЖДЛ, «дочка» РЖД) расширит маршрутную сеть и номенклатуру продукции «Агроэкспрессов» из России в Китай, сообщил «Ведомостям» представитель компании. «До пяти поездов ежемесячно будут отправляться в провинции Гуандун, Шаньдун, Хэйлунцзян и Сычуань. Помимо зерновых, молочных и мясных грузов будут цитрусовые. Минсельхоз уже согласовал заявки пяти производителей», – пояснил он. Представитель Российского экспортного центра (РЭЦ, правительственная структура по поддержке несырьевого экспорта) добавил, что в планах развития – масштабирование экспортных маршрутов в страны СНГ, в том числе в Таджикистан и Киргизию, и в страны ЕС, например в Венгрию, а также в АТР.

По словам генерального директора РЭЦ Вероники Никишиной, «Агроэкспресс» как бесперебойный канал поставки и ускоренного прохождения грузов через границу пользуется спросом у экспортеров. В списке самой популярной продукции – мясная, молочная и кондитерская продукция, растительные масла, бакалея и безалкогольные напитки. По данным РЭЦа, всего из России в Китай в 2020 г. было отправлено порядка 1 млн т продукции АПК (без учета зерновых и жмыха). По мнению Никишиной, этот механизм позволяет экспортерам скоропортящихся грузов доставлять продукцию с очевидным сокращением финансовых и временных издержек и предлагать «довольно взыскательному китайскому покупателю свежую продукцию с максимальным остаточным сроком годности».

Еще одно перспективное направление проекта – Узбекистан, перевозки туда начаты в ноябре 2021 г. В рамках проекта планируется отправлять порядка 40 000–60 000 т в год с выходом на 400 000–450 000 т к 2025 г. В январе стартовали «Агроэкспрессы» в Азербайджан. «По нашим оценкам, объем поставок продукции АПК в этом направлении к 2025 г. может вырасти до 100 000 т», – говорит Никишина. Также планируется масштабирование проекта и в Казахстане. РЖД и «Казахстан темир жолы» («Казахстанские железные дороги») подписали соответствующее соглашение в августе 2021 г., но перевозки пока не начались.

Что такое «Агроэкспресс»

«Агроэкспресс» – это проект «РЖД логистики» и РЭЦа. Работает с 2019 г. и обеспечивает доставку продуктов ускоренными контейнерными поездами из центра РФ в Китай. Есть перевозки как через сухопутные терминалы, так и через порты Дальнего Востока. В 2021 г. в сервис включена доставка в Узбекистан, в 2022 г. – в Азербайджан. Особенность отправок – быстрая доставка товаров по принципу зеленого коридора и возможность транспортных субсидий от РЭЦа. 

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров напомнил, что в рамках проекта РЖДЛ формирует собственный парк автономных рефрижераторных контейнеров: уже закуплено 100 штук и планируется расширение парка. Также осуществляется перевозка наливных грузов (в первую очередь растительного масла) во флекситанках (тара для перевозки жидких грузов, которая помещается в контейнер). Кроме контейнерных перевозок в рамках проекта осуществляются перевозки в крытых вагонах.

В целом эксперт назвал проект полезным и эффективным для экспортеров, особенно в направлении КНР. «Рынок продовольственных товаров Китая – самый емкий в мире и характеризуется высокими ценами, поэтому очень привлекателен для российских экспортеров. При этом ключевой проблемой является высокая стоимость и сложность логистики, которую решает «Агроэкспресс», – говорит Бурмистров.

Представители «Русагро» и «Дамате» на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель «Черкизово» уточнил, что агрохолдинг не пользуется «Агроэкспрессом». Источник в компании-грузоотправителе отметил, что сервис популярен у среднего бизнеса, и объяснил это тем, что экспортер может отправлять от одного 40-футового контейнера. Он также добавил, что грузоотправители называют преимуществами «Агроэкспресса» оперативную подачу вагонов под погрузку и возможность мониторинга дислокации на маршруте. Кроме того, плюсом собеседник считает то, что железнодорожный транспорт снижает зависимость от сезонности: зимой автотранспорт часто простаивает из-за заносов.

«Агроэкспресс» – удобный сервис с точки зрения скорости доставки и ее стоимости, но пока экспорт молочной продукции невелик и требования для [минимального] размера партии российские поставщики зачастую выполнить не могут, сказал гендиректор Союзмолока Артем Белов. Но, возможно, по мере развития экспорта в Китай эту проблему удастся решить, рассчитывает он. Кроме того, эти поезда прибывают в Чэнду, говорит Белов, а с точки зрения логистики для молочной продукции это неудобно, поскольку доставлять продукцию требуется на восточное побережье Китая.