Минфин предложил «Лукойлу» льготы для сложных месторождений в Коми

Компания может первой перевести на режим НДД добычу высоковязкой нефти
Минфин предложил «Лукойлу» льготы для сложных месторождений в Коми
Минфин предложил «Лукойлу» льготы для сложных месторождений в Коми / Евгений Разумный / Ведомости

Минфин предложил перевести крупнейшие месторождения трудноизвлекаемой нефти «Лукойла» – Ярегское и Усинское – на стимулирующий режим налога на дополнительный доход (НДД). Министерство опубликовало уведомление о разработке этой инициативы на едином портале раскрытия проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru). Оба участка расположены в Республике Коми.

Законопроект разрабатывается по поручению премьера Михаила Мишустина, говорится в карточке документа. Он должен вступить в силу с 2023 г.

С 2021 г. правительство отменило ряд льгот для добычи нефти, в том числе высоковязкой. В результате этого маневра месторождения Ярегское и Усинское лишились большей части преференций. До этого добыча на обоих участках облагалась по льготной ставке. В 2019 г. нефтяники платили в бюджет в общем режиме 60% от стоимости каждого проданного за рубеж барреля: в среднем 40% в виде налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также экспортную пошлину в размере около 20%. Доля этих платежей от цены нефти на Ярегском месторождении тогда составляла 3,3%. Нефть с Усинского также облагалась со скидкой – ставка НДПИ составляла 31% от общей.

После отмены льгот «Лукойл» решил остановить проекты по добыче сверхвязкой нефти и прекратить в них инвестировать, сообщал в начале 2021 г. начальник профильного департамента компании Азат Хабибуллин.

Представитель Минфина уточнил «Ведомостям», что, по расчетам, произведенным совместно с Минэнерго, сложившиеся после отмены льгот налоговые условия не позволяют эффективно добывать сверхвязкую и высоковязкую нефть в случае снижения цен до $50–60 за баррель. 28 января за баррель российской нефти Urals давали $92,77.

«Ведомости» отправили запрос в «Лукойл».

По словам представителя министерства, перевод месторождений на НДД обеспечит инвестиционную привлекательность и рентабельность разработки запасов тяжелой нефти в Республике Коми, увеличение поступлений в бюджетную систему за счет поддержания добычи, а также позволит сохранить занятость населения в регионе.

Каких льгот лишились нефтяники

До 2021 г. для сверхвязкой нефти действовала пониженная ставка экспортной пошлины в 10% от полной ставки и льготная ставка НДПИ. Осенью 2020 г. правительство пошло на сокращение налоговых льгот для нефтяников на фоне падения цены нефти и снижения доходов бюджета. Дополнительные доходы бюджета оценивались в 96,8 млрд руб. в 2021 г. и в 104,7 млрд руб. в 2022 г.
На сверхвязкую и высоковязкую нефть приходится около 55% из 486 млн т остаточных извлекаемых запасов нефти на месторождениях «Лукойла» в Коми. Доля добычи такого сырья в регионе в 2020 г. составила около 40% от общего производства нефти компании в республике. До отмены льгот «Лукойл» направлял в развитие месторождений вязкой нефти более 50% инвестиций в Коми.
Отмена льгот увеличила фискальную нагрузку по сверхвязкой нефти в 25 раз, по высоковязкой – в 1,5 раза, сообщал «Лукойл». Суммарный прирост налоговой нагрузки компания оценивала в 40 млрд руб., что сделает нерентабельными 180 млрд руб. инвестиций в дальнейшее развитие этих месторождений в течение пяти лет.

Как сообщил «Ведомостям» представитель Минэнерго, перевод месторождений сверхвязкой нефти на режим НДД «обеспечит необходимые стимулы для максимального освоения запасов сверхвязкой нефти, составляющих порядка 215 млн извлекаемых запасов по категории АВС (вязкость более 10 000 мПа с), а также позволит не только сохранить, но и повысить занятость населения в регионах добычи». При этом ключевым аспектом также является сохранение качества нефти в системе магистральных нефтепроводов, добавил он.

В марте 2021 г. «Лукойл» предлагал перевести месторождения сверхвязкой нефти в отдельную группу НДД уже с 2022 г. В противном случае компания просила предоставить инвестиционный вычет по НДПИ в размере 1 млрд руб. в месяц как временную меру до 2024 г. Такими льготами уже пользуются «Татнефть» и «Газпром нефть», сообщал ранее «Интерфакс».

Минфин и Минэнерго инициативу «Лукойла» в целом поддерживали, но не согласились предоставлять преференции настолько оперативно. Заместитель министра финансов Алексей Сазанов летом 2021 г. уточнял, что возвращать льготы по добыче сверхвязкой нефти раньше, чем закончится сделка ОПЕК+, т. е. до конца 2022 г., не планируется. Разработать параметры НДД для сверхвязкой нефти Минфин планировал не ранее конца 2021 г., а запустить – в 2024 г.

Пока ни одна компания не перевела на НДД свои месторождения сверхвязкой и высоковязкой нефти, отмечает директор практики «Разведка и добыча нефти и газа» Vygon Consulting Сергей Клубков. Этот вид сырья занимает около 2,5% в общем объеме российской добычи без учета конденсата, добавил эксперт. В общей сложности добыча сверхвязкой и высоковязкой нефти составляет 12 млн т в год, из них около 5,5 млн т приходится на «Лукойл», отмечает Клубков.

Хотя извлекаемые запасы сверхвязкой нефти велики, как и потенциал роста ее добычи, такие проекты требуют высоких расходов на эксплуатацию объектов, подготовку нефти и генерацию пара, отметила партнер EY Марина Белякова. Кроме того, расход электроэнергии на тонну тяжелой добытой нефти гораздо выше, уточнила она.

По оценке Vygon Consulting, внутренняя норма доходности (IRR) разработки обоих месторождений после отмены льгот составила менее 15% (при цене нефти $80 за баррель и курсе доллара 74 руб./$), при переводе на НДД рентабельность вырастет до 17% на Ярегском месторождении и до 22% на Усинском. Это позволит в 2022–2026 гг. дополнительно добыть на этих месторождениях около 2 млн т нефти. «Лукойл» претендует на налоговые льготы «совершенно обоснованно», считает Клубков. Снижение инвестиций в разработку действительно может привести к сокращению рабочих мест и социальной напряженности в регионе, полагает он. Отказ в льготах, на которые рассчитывает «Лукойл», грозит потерями в отрасли и сокращением 32 000 рабочих мест, за 10 лет бюджет может недополучить 4,5 трлн руб., согласился управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

Но перевод этих месторождений на НДД компенсирует лишь 30% потерянной из-за отмены льгот чистой приведенной стоимости (NPV), полагают в Vygon Consulting. Не исключено, что «Лукойл» будет просить дополнительных преференций, по крайней мере для отдельных площадей этих месторождений, добавил Клубков.

Возможно, для достижения оптимального как для недропользователей, так и для государства результата потребуется еще один виток донастройки НДД с учетом специфики разработки таких месторождений, полагает Белякова. Как минимум, корректировка норматива предельных расходов (максимальное значение затрат, на которые можно уменьшить налогооблагаемую базу. – «Ведомости»), уточнила эксперт. Но вполне возможно, что потребуется еще и установить пониженный коэффициент для расчета ставки НДПИ в НДД (это не взаимоисключающие режимы, пользователи НДД также платят и НДПИ, но по особой системе ставок. – «Ведомости»), резюмировала Белякова.

В подготовке статьи участвовал Александр Соколов